Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

95 и 5

Деды говорили: слушайся, трудись, учись – и драли своих нерадивых детей за вихры. Потом отцы говорили: слушайся, трудись, учись… и в отместку за собственные страдания и от отсутствия иного аргумента – драли (нерадивых) детей за вихры. Потом их дети говорили… и т.д. Впрочем, уже и поясняли: иначе погубишь свою жизнь (и теперь не всегда за вихры – иногда в угол ставили)…

И все шло отлично из поколения в поколение. Чудесно работали утвержденные проверенные формулы "истин", которые никто не собирался оспаривать… И вдруг в этой отлаженной наследуемой системе "воспитания" появлялся "карлик" (по Лагерквисту). Который отказывался воспитывать детей подобным методом, ибо хорошо помнил, как ему самому было тухло. Не исключено, что он просто почему-то был более чувствительный. Но – он же отличился не только на поприще воспитания детей… Он, блин, вообще, раздражал, провоцировал, задавал вопросы и устраивал проблемы на пустом месте.

По известной американской теории сбой произошел потому, что "последние" (перед катастрофой) родители были излишне прогрессивны, читали Спока… Не знаю, но могу поручиться за честь наших родителей: они Спока не читали и особо прогрессивными не были, но…

Может тогда, напротив, они перегнули палку? Да нет, гнули не больше, чем прежде, как и отцы их гнули, даже, может, чуть слабее. И, однако… Это были 60-е, наши 60-е, а 60-е везде 60-е. Были ли мы первым по настоящему «непоротым поколением»? Нас, пожалуй, все же пороли, но у нас была и конфетка. Откуда она была? Откуда? Я до сих пор так и не знаю. Вероятно: тот самый дух времени. Он пер тогда, и ему мы обязаны тем лучшим, что есть в мире, и тем лучшим, что было тогда в совке. Что вообще когда-либо было в совке.

И, однако, вопрос не был решен. Скажем так: «мы» не победили, хотя, кажется, были очень близки к победе. Увы, мы и не могли победить. И кто вообще такие, эти «мы»?

Полагаю – в человечестве, как и во всем животном мире, заложено появление 5%, скажем так, "революционеров" (цифра вполне условная)… 95 – укрепляют базис и хранят традиции, а 5 – разрушают их – в интересах прогресса. Чтобы вид мог шагнуть чуть дальше. Именно им нужна свобода, не "свобода от", а "свобода для". Просто живет в них нечто, требующее выхода, некая потенция и сила, жажда эксперимента, одаренность – поэтому ненавистны им рамки, в которые это "нечто" не помещается.

Для иллюстрации подойдет "идеальное государство" Платона или даже простой муравейник. 3/4 – это рабочие. Остальные – охранники и жрецы-философы. Мечта, в общем, любой тоталитарной системы. И хорошо, чтобы тут ничего не менялось.

Увы: появляются эти загадочные "карлики" (скорее всего среди детей "охранников" и "жрецов"). Не то, чтобы они могли разбудить и перепрограммировать 95%. В этом вся суть проблемы: соотношение, полагаю, не изменится. Они устроят заваруху, отменят старых богов и традиции, и человечество сделает шаг вперед… И опять застынет, окружив себя, как редутами, новыми богами и новыми традициями. И подспудно, ненавидя и боясь, будет ждать новых освободителей.

Это-то и разбивает все прогрессистские теории и упования либеральных оптимистов на некое всеобщее братство. Не бывать этому! 95 – будут имитировать братство, ища лидера и цель. Захотят повторять, следовать и слушать… Ибо нет ничего, что стоило бы вытащить из себя и для чего нужна свобода (или это «что-то» лучше скрывать). А и есть это «что-то» – нет смелости вытащить. Свобода всех, в том числе "свобода от" – нарушит Порядок, сделает трудную жизнь еще труднее, а, главное, сделает ненужным их инстинкт – защищать то, что выдается в данное время за "закон"… «Закон» отменяет личную мораль и личную добродетель. «Закон» отменяет кучу лишних вопросов.

Творить могут лишь очень смелые люди, готовые навязывать миру себя и все свои "откровения/творения". Они (творящие) обнажаются, подставляются, ввязываются в бой, в котором могут победить, если только ситуация созрела для применения их "5%-го" потенциала, без чего «созревшая» ситуация окажется неразрешимой. Не коллективный ум и не воля масс движет миром и меняет историю – а дерзость вот этих 5%. (Которые и друг с другом договориться не могут – а не то, чтобы "помирятся" с 95-ю.)

Догадываюсь, что "теория" – не очень новая, похожа на теории о некоей "избранности" – и отдает чем-то нехорошим. Недемократическим. Зато она надежно объясняет, почему одни "могут", а другие "не могут", почему одни в рядах и колоннах, а другие прут поперек, получая по зубам.

Впрочем, среди тех, которые "прут поперек" – тоже много имитантов, особенно когда "переть поперек" становится модно и более безопасно, чем прежде, хорошо упаковано в новое учение, более сладко, пьяно и упрощает поиски самоидентификации…

Мне тут хочется написать уже не про наших современных «хиппи», а про такое явление, как Фредерик Бегбедер, скажем, про теперешний «дух времени». Но это в будущем.

Tags: контркультура, маргиналы, медитации, свобода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…