Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Карнавал

Гете писал про римский карнавал 1788 года: «В эту минуту серьезный римлянин, в продолжение всего года тщательно остерегавшийся малейшего проступка, разом откладывает в сторону свою серьезность и рассудительность».

Бахтин подчеркивал «полное освобождение от жизненной серьезности» во время карнавала. Карнавал – это упразднение социальной иерархии, предпочтение «телесного низа» «телесному верху», использование «запрещенных» слов, осуществление «запрещенных» желаний. «Народно-площадная карнавальная толпа на площади и на улице – это не просто толпа. Это народное целое, но организованное… вне и вопреки всем формам насильственной социально-экономической и политической его организации, которая на время праздника как бы отменяется».

Современному человеку, так же как и древнему и средневековому – нужна эта терапия свободы, хоть раз в год иметь возможность жить не из под палки, жить в атмосфере вседозволенности. Совок не знал карнавала. Русь, по существу, тоже не знала этого освобождающего «веселого времени», как назвали его в Европе, она была сурова и серьезна.

Уровень свободы в средневековой Европе поражает! Праздники дурака устраивали в самом храме, где вместо ладана использовали кал. В высмеивании не щадили ни короля, ни епископа, ни папу, ни Священное писание. Официальная серьезность и догматичность, непроходимая трагичность времени во время карнавала компенсировалась ниспровержением и осмеянием всех догматов, всех условностей, всей установленной, утвержденной «правды», приличий, правил. Видимо, и личной беды тоже.

Конечно, нечто подобное происходило на Руси в масленицу и святки – но насколько в более робком виде! Шуты и скоморохи преследовались (патриарх Никон их просто запретил – и в этом он был полностью согласен со своим антагонистом Аввакумом), кощунства над Евангелием… – да за это немедленно на кол, вырвав предварительно язык… «Hаши цеpковь и госyдаpство  были настроены к народной смеховой кyльтypе значительно более непpимиpимо, чем на Западе. У нас если и теpпели наpоднyю пpаздничность, то только поневоле, не имея возможности ее yничтожить» (А.А. Белкин. «Русские скоморохи».)

Вероятно, это тоже источник специфического западного духа, отличного от нашего, будущего их либерализма.

Вот поэтому и едет проклятущий «офисный планктон» и прочий «левый» пипл на Пустые Холмы, Радуги и другие разнообразные фесты. Ибо они воплощают столь необходимую человеку идею карнавала. Нечего удивляться, что их (фестов, людей) становится все больше: мы все живые люди, мы так же больны запретами, ответственностью и трудом.

Хиппи попытались устроить карнавал на каждый день, жить в перманентном своем индивидуальном карнавале. Попытку можно признать малоуспешной. Потому что настоящий карнавал может быть или всеобщим, или никаким. Осуществлять карнавальную свободу, устраивать карнавальную клоунаду в неположенные дни – это серьезное преступление. Оправдание хиппи, особенно советских, в том, что таких дней не предполагалось вовсе. (Не первомайскую же демонстрацию или футбол считать за такие дни?) Грустный, незаконный, отчаянный карнавал – вопреки всему. Что ж, жить вопреки всему – прерогатива художника и смельчака.

Tags: карнавал, контркультура, медитации, свобода, хип
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments