Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Ну, и еще раз про свободу

 



Не бывает ничего абсолютного, в том числе свободы (будь она неладна). Свобода в древнее время – это свобода от рока. Рок посылали боги или даже то, что стояло за ними. В более позднее – свобода от несчастий, бедности и чужих людей. В Новое Время свобода – это свобода от манипуляции личностью в чужих интересах: правителя, класса, религии, той или иной организации (кстати, Бертран Рассел утверждает, что христианство победило, потому что было первой организацией. Ну и потому, ссылаясь на Ростовцева, что много солдат было христианами.)  
В мифах проблема свободы ставится много раз: например, бунт на коленях Иова, который, однако, даже Бога призвал к ответу. И Бог ответил: у тебя нет свободы в моей игре! (Бунт Сатаны – это вообще миф мифа, ибо в Библии про это событие – ни слова.) То есть решается эта проблема скорее негативно. 
Когда личностью пользуются "для" – тогда появляется "свобода от" – от такого вот ее использования. У личности может быть своя программа жизни, для осуществления которой не требуются надсмотрщики. 
Свобода пугает одних и является демагогической фишкой других. "О свобода! Сколько преступлений свершается во имя твоё!" (Мадам Ролан у гильотины.)
Неопределенностью и самопротиворечивостью понятия "свобода" так легко уесть оппонента. Свобода всегда будет казаться или невозможной или недостаточной. Кто-то скажет, что единственная доступная нам свобода – это свобода выбора (между добром и злом, Богом и Дьяволом). Другой возразит, что все детерминировано, в том числе твой выбор. И свобода есть осознанная необходимость. 
Бесспорно, у любого поступка и выбора – есть причина. Некоторые (как Достоевский) и Бога выбирают, потому что вера в него означает и веру в душу, а нематериальная душа как бы способна на чистый выбор, незамутненный никакой детерминированностью. Иначе кажется, что человек – всего-навсего сложный автомат из рефлексов, поэтому его выбор и поступки можно просчитывать и предупреждать/направлять. 
Однако в реальности просчитать их невозможно, как невозможно просчитать погоду на месяц вперед. Надо осуществить редукцию причин-следствий до царя Гороха и еще дальше. А этого не сможет даже самый мощный компьютер, потому что и материальных следов тех воздействий и первопричин не осталось. 
Вяч. Иванов назвал “осознанную необходимость” – трагедией (а не свободой), а неосознанную – судьбой.
Вообще, свобода не может быть необходимостью – осознанной или неосознанной (разве что в смысле: мне позарез необходима свобода!). Тогда она возвратится к древнему року или проклятию, от которого когда-то сбежала. Свобода есть бунт против навязанной необходимости. Пусть он будет обречен. 
Tags: свобода, сказки на ночь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…