Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Человек, который смеется

С юмором относится к жизни человек, у которого есть запас прочности. Он уверен в бытие, поэтому может иронизировать над ним. Не то чтобы он не видел сложностей или даже трагедии. Но он, как хороший драматург, чувствует, что и в трагедию надо включить несколько шуток, чтобы не было скучно. Так Шекспир включал в свои трагедии сцены с Фальстафом, оживляя внимание зрителей.
То, что серьезно – не значит, что верно отражает действительность. Скорее – это отражает твою боязнь действительности, чувство неготовности к ней и ожидание засады. Смех – это сигнал безопасности. Смеющийся человек, как на средневековом карнавале, хочет забыть про мрачность жизни, он способен на некую "диалектику", что черное не бывает без белого, он готов, конце концов, породить это белое из себя – и это будет его собственной заслугой.
Человек, который смеется, как бы говорит, что отказывается быть жертвой. Он как шут при дворе или боцман из анекдота – поднимает настроение команды. Он понимает, что его представление по поводу реальности, его эмоциональный ответ – еще не есть истина. И тогда его ирония – есть критика своей способности восприятия.
Смех – свидетельство относительности. Слезы – свидетельство абсолютности. Смеховое снижение – такой же литературный прием, как возвышенный пафос. Дурны долгие изолированные периоды того и другого.
Однако заправские весельчаки – раздражают. Их желание видеть во всем смешное – искусственно. Очевидно, что смех для них – самозащита. Если все смешно, то не из-за чего париться. То, что они смеются, не значит, что они радуются: они имитируют оптимизм, пытаясь обмануть в конце концов самих себя. Они спешат понравиться, ведь весельчаков любят. С таким надо расстаться быстрее, чем он станет скучен, потому что с ним нельзя поговорить ни о чем серьезном. Чаще всего он просто не в теме.
Заправский шутник – это крайний случай процесса. Человек не должен быть шутом всегда. Как универсальный актер, он должен играть и трагедию, и комедию. Даже когда не смешно.
Плакать – просто. Трудно не плакать. Еще труднее, по-самурайски, – смеяться, когда хочется плакать.

 
Tags: веселая жизнь, письма с Понта, сказки на ночь, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…