Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Традиция и Цивилизация (записки из палаты)

(Прошу прощения за то, что связь плохая, медленная, иногда пропадает совсем. Поэтому отвечать буду как получится. И писать так же. До пятницы.)

Настоящая традиция не знает веселья. Она серьезна, как серьезен фашизм и тоталитаризм вообще. Как серьезна религия. Все они занимаются серьезнейшими вещами – спасением мира и человека. Лишь из-за их усилий хаос не овладевает вселенной. Их догмы незыблемы, их борьба бескомпромиссна. Тут нет места смеху, радости, даже плотским утехам. Жизнь – служение, бой, подвиг, жертва, мучение, испытание, долг. Ну, в общем, проклятие.
Традиционалисты безжалостны как к себе, так и к другим. Жизнь не имеет никакой цены, кроме цены кирпичей, из которых складывается здание Истины, как они его представляют. Абстракции владеют их помыслами. Абстрактный мир – это бесчеловечный мир. Абстрагирование не знает личности и личного. Миллион жизней туда, миллион сюда – для него ничто! Абстрактный мыслитель был всегда самым страшным бичом человечества. Ибо воплощаемая в жизнь абстракция идет по земле, как огненный смерч, сжигая все на своем пути.
Всякое абстрактное идеологическое учение, овладевшее мозгами миллионов – есть религия. Она покоится на некоторых догмах, она предвидит будущее и устраивает его, она обещает последователям счастье в той или иной форме (хоть в виде счастья будущих поколений). В основе ее лежит вера, что это учение и есть ответ на все главные вопросы. Словно кино – она тешит адептов светлыми картинками-иллюзиями.
Строго говоря, марксизм – не был традиционалистской "религией", он был "религией" модернистской. С Традицией его роднит вера в крайние формы абстракции, провиденционализм, антииндивидуализм, желание тотально менять реальный мир, воспринимаемый как зло.
Традиция не знает свободы, ибо каждый шаг человека расписан, предписан и предопределен. Традиция знает лишь запреты ("заповеди") – и наказания за их нарушение. Заповеди принципиально невыполнимы, нарушения неизбежны – и необходимы – для объяснения зла мира.
Продолжу, с чего начал: в традиционном (традиционалистском) мире нет места смеху, но лишь слезам и труду. Смех – свидетельство относительности иерархии, ее ниспровержение. Ирония подразумевает и самоиронию, то есть сомнение в абсолютной верности собственного кредо и всех усилий в достижении Истины.
Смех – радость от мира, который плох и проклят. Как можно радоваться, когда задача не выполнена? А она и не может быть выполнена при жизни ни одного поколения.
Конечно, чтобы не превратить существование людей в перманентные похороны, чего ни один человек не может выдержать, все законодатели придумывают "разгрузочные дни", ослабляющие пружину долга, – то есть праздники. Это время, когда не работают прежние запреты, когда незыблемая иерархия ставится с ног на голову. Наличие таких праздников и породило Веселое Средневековье – а потом Возрождение и всю современную секулярную культуру и антитрадиционнализм.
Поэтому в истинно традиционном социуме, каким был, например, Советский Союз, и праздники были крайне серьезными, с лимитированным, формализованным весельем.
Праздник – это момент, когда инстинкты могут выйти наружу. Но если инстинкты зло – то и праздник есть зло. Традиция – это попытка полностью вытравить инстинкты из человека, как сатанинское начало. Это насилие над реальностью и всеми биологическими механизмами, данными нам во спасение. Это четкая морализаторская демаркация мира на "черный" и "белый" и принципиальное запрещение "черного".
Традиция все знает, у нее есть ее истины, ей не нужна цивилизация. Ну, если только в самой примитивной ее форме. Цивилизация – "развращает". Она творит кучу глупых соблазнов, вроде рок-концерта и футбола. Но, главное, она творит индивидуализм и мечты о личной свободе.
Поздняя Цивилизация в своем диалектическом развитии приходит к отрицанию этой черно-белой демаркации, догм "добра" и "зла", как вещей крайне архаических и ни к какому реальному добру отношения не имеющих.
"Догмы" развитой Цивилизации просты: нельзя приносить в жертву ни своему эгоизму, ни интересам абстрактного общего – человеческие жизни. Ибо это единственное, что невосполнимо. Не будет никакого того света и посмертного воздаяния. Жизнь есть лишь здесь, и быть счастливым можно только здесь. Поэтому этот мир надо сделать радостным и счастливым прямо теперь.
То есть, его не надо "делать" – ибо это тоже станет тоталитарным проектом преобразования, обреченным на ошибки и жертвы. Цивилизация – есть просветление всех больных моментов существования и изобретение компенсационных механизмов. Это сложная конструкция, недоступная и противная мозгам традиционалистов, понимающих мир в простейших оппозициях. Не "или – или", а "и то и другое (и третье)" – вот лозунг Цивилизации.  

(Считайте все это бредом моих скудных больничных мозгов.)

 
Tags: религии, теоретическое
Subscribe

  • Цензура

    Почти три года назад я ушел из Фейсбука. Теперь ушел из Дзена. Причина одна: цензура. Понятно, что многие люди держатся за рейтинг. Но этот…

  • Священно право

    «Священное право собственности» – эта фраза всегда раздражала меня сочетанием несовместимых понятий. В «Декларации прав…

  • Итог

    В 91-м Россия поступила «цивилизованно», то есть не стала (как раньше) силой оружия возвращать бунтующие части назад, в «большой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Цензура

    Почти три года назад я ушел из Фейсбука. Теперь ушел из Дзена. Причина одна: цензура. Понятно, что многие люди держатся за рейтинг. Но этот…

  • Священно право

    «Священное право собственности» – эта фраза всегда раздражала меня сочетанием несовместимых понятий. В «Декларации прав…

  • Итог

    В 91-м Россия поступила «цивилизованно», то есть не стала (как раньше) силой оружия возвращать бунтующие части назад, в «большой…