Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

I me mine


 

К чему сводится вся жизнь развитой личности? К отстаиванию своего "я", которое обладает  достоинством и свободой. Личность – это бунт, разрыв с нивелирующим общим, утверждение непохожести, нетождественности с другими.

И, однако, защищая свое "я", мы как бы говорим, что наше "я" – маленькое и слабое, что его все хотят обидеть. Зачем отстаивать большое и сильное "я"? Или оно всегда маленькое?

Оно – как растущий младенец, который никогда не успевает вырасти. И стать спокойным и сильным. И жить в нирване. Или это слишком скучный идеал?

Отстаивая что-то, мы лишь показываем, что этого чего-то еще нет, потому что другой его не видит, иначе не стал бы и спорить. Мы отстаиваем то, чего не имеем, но хотим, чтобы оно было или, хотя бы, казалось имеющимся. Если другой в силу своей испорченности или злой воли подвергнет сомнению очевидное, мы лишь улыбнемся.

Как в песне Битлз:

All I can hear I me mine, I me mine, I me mine.

Even those tears I me mine, I me mine, I me mine…

Едва осознав себя в зеркале, еще не поняв, что это такое, мы уже вовсю играем в эту игру. Мы назвали себя «я», что значит: «Король». С тех пор мы постоянно и неумолчно говорим: «я», «я», «я»! Мы начинаем с него речь, мы оправдываем его и объясняем. Считая, что мы объясняем себя.

Человек заблудится без "я", человека нет без его "я". "Я" всегда есть и его всегда недостаточно. По наличию "я" можно судить, что мы люди, как по наличию крыльев у страуса – что он птица.

И с нашим "я" мы такие же нелетающие, ненастоящие птицы. Мы не летаем, а бегаем. Слабое "я" делает нас еще слабее. Как нездоровый ребенок – оно болеет всеми болезнями, все заразы липнут к нему, как мухи. Нет ни одной кучи дерьма, в которую оно не влезло бы по своей слепоте или из-за извращенного обоняния.

 

Для начала, впрочем, надо свести все множество наших "я" под общий знаменатель. Ибо каждое наше желание открывает нам новое "я", так же как и каждый страх. Каждый момент жизни рождает новое "я" и бесконечно трансформирует старые. Или просто отшелушивает их, как мертвую кожу.

"Я" всего боится и при этом постоянно выставляет себя напоказ. Оно не умеет любить, потому что не верит в реальное существование других "я", ему просто нет до них дела. Под видом любви к другому – оно любит лишь самого себя, выдумав этого другого как собственного двойника или как цель, наполняющую жизнь смыслом.

"Я" эгоистично по самой своей сути. И не может быть другим. Отказ от "я" равен нисхождению на уровень гриба. "Я" стоит на нашей защите, как милиция, и как милиция – постоянно терроризирует нас. Мы – рабы своего "я". Оно рулит нами как хочет, уверяя, что мы и оно – одно и тоже.

Но если бы было так – мог бы я критиковать свое "я", мог бы смотреть на него со стороны? Откуда бы тогда появилось желание его исправить, уменьшить, усилить?

Получается: есть что-то, что шире моего официального "я", не полностью тождественно ему. Это есть некий анализирующий центр или "дух", в некоторые счастливые моменты разоблачающий все претензии "я" на господство. Он знает притворство "я" и все его приемы. И все его проблемы тоже. Этот "дух" не имеет имени, он равен всем остальным "духам". Он не имеет прошлого, он всегда тождественен сам себе, всегда один и тот же. Поэтому он никогда не виден, ибо, в отличие от "я", не навязывает себя. Само "я" взывает к нему в моменты своих кризисов. Умение "я" взаимодействовать с ним – делает его мудрым.

Ибо весь ум "я" – целиком земной и корыстный. Корысть сидит в самом постижении – и искажает все его результаты. Мы не видим подлинной реальности, и точно так же мы не видим своего подлинного "я". Оно умеет скрываться, не переставая руководить, оно умеет драпироваться.

Наша психическая гигиена требует отделения нас от нашего "я" и промывки его, как засорившегося фильтра.

Нас по меньшей мере трое: есть мы как мыслящее тело, есть "я" ("личность") и есть "оно", тот скрытый анализатор и "свидетель", о котором я как-то уже писал, "дух". Это "оно" не наполняется опытом, потому что, условно говоря, и так все "знает", то есть знает критерии оценки, ничего более. Когда мы говорим про озарения, инсайты – мы говорим о встрече с ним.

Доискаться до него сложней всего. Это может привести к раздвоению личности. Это может кончиться безумием.

Но играющий на трех струнах трех своих "я" – о, вот великий музыкант!


Tags: сказки на ночь, телеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments