Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Category:

Почему в Сирии нет неформалов


 

Вернувшийся из Сирии френд неожиданно обратился к моему старому посту «Про "детей", "бунт" и свободу» (он здесь: http://pessimist-v.livejournal.com/68548.html?view=2004420#t2004420) и задал вопрос: «Почему практически совсем нет неформалов, начиная от казахской границы и до южных океанов?» И сам ответил: «Похоже, Александр, ты прав - общество все же не достаточно гуманно и материально благополучно, а главное - люди слишком быстро взрослеют, потому и становятся "слишком одинаковыми"». И дальше пишет: «Как отвлеченная иллюстрация: от Тартуса до Латакии практически пустой берег средиземного моря, никто не купается. Совсем мелких детей не пускают - опасно, женщинам - грех, а мужчины такой ерундой не занимаются - им надо деньги зарабатывать... И вот это "без вариантов" чувствуется во всем».

 

Вот, что я думаю по этому поводу. Оставим за кадром, что и в Тартусе и в Латакии находились советские военно-морские базы. Упомянутая сирийская территория и без них – очень интересна: это же коронные места алавитов и друзов, таких неканонических мусульманских сект, члены которых, полагаю, и по сей день считают, что у женщины нет души. Рядом разбойничали ассасины из Аламута, фанатики страшного Горного Старца. Эти ребята, после своего опийного (а не гашишного) прихода, вообще воспринимали мир довольно своеобразно и спешили умереть, чтобы поскорее вернуться в райский сад к своим гуриям. Если бы крестоносцы закрепились в тех местах, неформалов было бы несколько больше, чем теперь, – сосредоточенных главным образом в Тель-Авиве.

В самом слове «неформал» видна причина их отсутствия «от казахской границы и до южных океанов». Ибо в очерченных границах мы и до сих пор видим традиционалистский тип общества. А он еще более формальный, чем наш родной. То есть патриархальный, основанный на религиозной догме и норме, негибкий, авторитарный и прочая и прочая. Спящий вековым сном, в котором ему грезится его одинокая истинность. И который сейчас трещит на наших глазах.

Если бы в России победили староверы, у нас тоже не было бы неформалов.

 

О причинах появления неформалов можно говорить и говорить, их много. Но один из важнейших пунктов – тот, что никогда раньше взрослые не отделяли так долго детей от реальности и печальной правды жизни. Те и другие были в ней, той старой, суровой реальности, заодно, от их общих усилий зависело их существование. По этой же причине ни у детей, ни у женщин не предполагалось никаких общегражданских прав. Традиционалистское общество обусловлено самими условиями существования. В нем, как и пишет мой корреспондент, дети быстро взрослеют и немедленно начинают заниматься делом, торговать, убивать, в общем, осваивают всякие почтенные занятия, а не глупости (как мы с вами).

И в том моем посте двухгодичной давности я пришел к выводу, что раз у нас были хиппи, и не единично, а весьма массово, значит, как ни парадоксально, позднесовковое общество (60-80-е) было достаточно гуманно и благополучно.

Более того: как бы мы себя ни ругали и ни презирали – мы все же Европа, плохенькая, но Европа, и ничто западное нам не чуждо.

А Азия или Ближний Восток – это совсем другая песня. Даже в Израиле я удивился отсутствию купающихся (если использовать пляж как знак западности). Правда это был декабрь месяц, но вода была 22, и прекрасное Средиземное море чудовищным образом простаивало. Хуже того, некоторые белые девушки уже начинают там купаться в одежде, словно мусульманки. Или не купаться совсем. То, что Поппер называет «Открытым обществом» – это же еще и открытые тела, открытые лица, открытая психика, открытые внутренние границы и т.д. Это ориентация на радость жизни и доверие к ней. Настоящая свобода может быть лишь у людей защищенных. Западный человек чувствует защиту самой цивилизации. Цивилизация – это как бы новая Традиция современного человека. Восточный, еще спящий или едва проснувшийся, ее не чувствует, не понимает – и хватается за архаические традиции своего племени, где горизонт мал до невозможности, где нет места индивидуальной свободе, где существует куча мелочных запретов, вызванных нищетой, недоверием к человеку и наследственными табу.

Как-то так в упрощенном виде.

 

Tags: традиция, хип
Subscribe

  • Ловушки на дороге

    ...Цель моего чтения – не убить время, но понять реальный чужой опыт, пережить чужую драму, но малой кровью. Вроде как сделать себе прививку.…

  • Сила

    «Любая этика одиночества предполагает силу», – писал Камю. Но, может быть, это мертвая сила, может быть, это сила…

  • ***

    У раненой души гной из ран выходит в виде тщеславия.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Ловушки на дороге

    ...Цель моего чтения – не убить время, но понять реальный чужой опыт, пережить чужую драму, но малой кровью. Вроде как сделать себе прививку.…

  • Сила

    «Любая этика одиночества предполагает силу», – писал Камю. Но, может быть, это мертвая сила, может быть, это сила…

  • ***

    У раненой души гной из ран выходит в виде тщеславия.