Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Categories:

Блин, масленица и Grateful Dead





 

Одна моя френдесса высказала недоумение, отчего это масленичный блин все связывают с солнцем, когда это традиционное поминальное кушанье и к солнцу никакого отношения не имеет?

Связь совершенно очевидная: в качестве круглого, золотого по цвету и приготовленного на огне. Такая же связь и у огненного колеса, поджигаемых на масленицу или на Светлой недели у славян и германцев.

 

А ведь и колобок у нас – солярный мотив. Тоже горящее колесо, пускаемое с горы на праздниках солнца у славян. По классификации Аарне-Томпсона он вообще «убежавший блин». Характерно, что колобок съедает трикстер-лиса. Та, что съедает в других сказках петуха. А чего символ петух – известно.

«Так как Коло – это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок. Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло»» (взял здесь: http://nasled.org/vera/Simvoly.htm).

 Вот, что пишет А.Н. Афанасьев: «Эти указания (на отождествление древними круга и солнца, - Песс.) тем более заслуживают внимания, что они подтверждаются преданиями всех индоевропейских народов. Кун указал на ведаическое представление солнца колесом и справедливо заметил, что отсюда, а не обратно возникли сказания о поездах бога Солнца на чудесной колеснице. Демонический змей Ahi, надвигающий на небо сплошные массы облаков и рождающий в воздухе томительный зной… является в Ведах с именем Çyshna (иссушитель): он задерживает дождевые потоки, овладевает колесом солнца и распространяет на поля и леса губительный жар. В гимнах, обращенных к Индре, восхваляют этого громовержца за то, что он поражает своею молниеносною палицею змея, проливает дождь и, срывая с вершины облачного неба солнечное колесо…»

Связь же трикстера и демонического существа совершенно понятна. Трикстер Локи обрезал золотые волосы Сиф, жены Тора, бога-громовника. По требованию Тора Локи добывает для Сиф новые золотые волосы, скованные гномами.

Более того, очень может быть, что не только сказка о золотом яичке, но и сказка о репке – это солярная сказка. Кстати, и колобок и репка – сказки кумулятивные, но как бы разной направленности. И очень может быть, что в «оригинале» сказки колобок давал от себя часть при встрече с каждым зверем (а это, не исключено, могут быть и созвездия) – то есть сказка символизирует прохождение солнца по небу в разное время года. Нет тут только бога-громовника, освобождающего солнце.

 

А вот как может круглый, золотой по цвету и связанный с огнем – относиться к умершим? И какая связь у умерших с весной? Например, всех умерших поминали в Европе 1-2 ноября. Связь может быть одна – вера в их воскрешение. По аналогии с воскресающим солнцем (и воскресающим Иисусом Христом). Поэтому весенний праздник масленица, отмечаемый в своей старой форме в весеннее равноденствие, не может быть лишь праздником умерших. Поэтому и такой атрибут его, как блин, не может относиться именно к умершим. Хотя его связь с нашими поминками бесспорна. И это еще не выясненный вопрос.

В любом случае, круглая форма блина как приношения мертвым вообще не важна. Мертвых кормили не специальной пищей, а обычной, пищей живых, см. Тэйлора. Потому что и относились к ним, собственно, как к живым.

Интересно, что зимний солнцеворот и святки тоже связаны с культом предков и блинами. То есть оба «солярных» праздника, солнцеворот-рождество и масленица-равноденствие, – связаны, скорее всего, с Родом и Роженицами. Род же на Руси понимался не столько как верховный Бог, как считал Рыбаков, а скорее как совокупность предков. Отсюда и поминание их – как тех, кто определяет судьбу и счастье рождающихся.

Блины и пироги упоминаются в колядках, приходящихся на солнцеворот:

«Слушай, коза, где трубы ревут,

Где трубы ревут, там блины пекут.

Где блины пекут, там и нам дадут!»

А Коляда – и само есть новорожденное солнце. Одновременно – это праздник подношений умершим, которые приходят в этот день к домам потомков. Их задабривают с целью, чтобы они как «благодарные мертвецы» (Grateful Dead) – содействовали живым в начинающемся году (пусть отсчет года у разных народов в разное время был разный).

Вот несколько мыслей о блинах.

 


 

Tags: мифологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    Горит на солнце желтый виноград... Теперь понятней, с чем ты расстаешься. Так много дней вотще и наугад, И так печально, словно не вернешься.…

  • Кто боится Вирджинии Вулф?

    Носите маски, противогазы, прививайтесь, чем хотите, не выходите из дома, спрячьтесь в бункер (если он у вас есть) – но не навязывайте это…

  • Один человек другому

    Что может сказать один человек другому (человеку)? Что у нас те же проблемы – и мы пробуем решить их так... И пусть это будет любой лауреат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments