Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Принципы – 2


 

Этот пост как бы комментарий и продолжение предыдущего.

Насколько мы должны придерживаться своих принципов, не обманывают ли они нас, не должны ли они меняться вместе с нами? Пятнадцатилетний человек не похож на себя же сорокалетнего: другой опыт, образование. Обязаны, значит, отличаться и его принципы… 

Вообще-то, принципы принципам рознь. Все ли имеют принципы, и что подразумевают под этим словом? В своем посте под "принципами" я имел в виду некие выводы, сделанные в "сильные минуты жизни", как я это назвал. Не исключено, что какие-то "принципы" могут возникнуть и в "слабые минуты". Это принципы жертвы, принципы проигравшего. И от таких, действительно, лучше избавиться.

С другой стороны: опыт, возраст – шелуха, пыль, слегка прикрывающая наше детское трепещущее "я", мало меняющееся с момента своего созревания, то есть с 17-18 лет или с еще более раннего возраста. Важен не возраст и не опыт как таковой. Они довольно условны, как я теперь вижу. Важен лишь "особый опыт", важны те самые "сильные минуты жизни", наши личные "инициации", озарения, крайние переживания, "пограничные состояния". Они редки и равны сами себе, что в 15 лет, что в 80. "Особый опыт" дает особую "вневозрастную" зрелость, сродни инсайту. А он возможен и в 15 лет. Этим и можно объяснить появление Пушкина или Лермонтова, изменение Достоевского после каторги, Толстого после Севастополя (говоря упрощенно).

 

Спешу заметить, что через каторгу и Севастополь проходили многие – сам повод еще не гарантия изменения. Поводом к изменению может быть и личная драма, и тяжелая болезнь. Но надо быть уже определенной личностью, чтобы воспринять этот повод "правильно". Лишь от самой личности зависит – превратить критические моменты жизни в "сильные" или "слабые", минуты торжества или позора, о которых не хочется вспоминать. Тут и проходит водораздел, выстраивающий или калечащий личность.

Но даже и в эти минуты «настоящего опыта» редко происходит полный переворот, как бы сперва ни казалось. Потому что наше сознание удивительно резистентно, устойчиво к воздействиям и перегрузкам со стороны бытия, и, как правило, – рано или поздно оно восстанавливает само себя и изначальное "я", как ящерица восстанавливает свой хвост. Впрочем, некоторые люди сходят с ума и навсегда ломаются.

В большей степени меняется не наше "я", а наша воля, некий модус восприятия жизни. Могут появиться твердость и спокойствие, которых прежде не хватало, как не хватало неких мускулов. Мускульная система души становится сильнее. И это кое-что.

Часто мы отказываемся от "принципа" потому, что физически выходим из состояния, в котором этот принцип был зарожден и сформирован. Мы забыли основания, по которому приняли его, забыли его правду. Как хотим забыть и сам повод, сами эти состояния, ибо, как правило, они весьма болезненны. Мы хотим жить "нормальной" жизнью, в которой пользуются не столько принципами, сколько сиюминутными умозаключениями, типа: приятно мне это или неприятно? И очень может быть, что мы еще пожалеем о своей забывчивости.

 

Tags: медитации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…