Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Categories:

Израиль 2011 (часть 1, на случай, если будет часть 2)

 




Тель-Авив

В этот раз я поехал в Тель-Авив, чтобы целенаправленно смотреть его знаменитый "баухауз", архитектурный стиль, крайне сходный с нашим "конструктивизмом" тех же лет (20-30-е гг.). По количеству зданий, построенных в этом стиле, ТА занимает первое место в мире (около 4000 объектов), за что в 2003 году центр города, так называемый Белый город, был внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия. 
Объясняется концентрация "баухауза" в ТА легко: после 1933 года, когда знаменитая школа была закрыта властями Третьего Рейха (любопытно, что в это же время настал шандец и русскому конструктивизму: новые советские власти решили, что классицизм и барокко больше подходят пролетариату), многие архитекторы в силу своего происхождения оказались в Палестине. Большое количество безработных архитекторов и острая жилищная проблема способствовали тому, чтобы в ТА стали строить много дешевого, конструктивного и функционального жилья. А левый по своим политическим симпатиям Баухауз всегда ориентировался на дешевую и функциональную архитектуру и технологии массового производства. Это отнюдь не исключает эстетическую выразительность домов, когда сами они строятся не по типовым проектам, как у нас при Хрущеве, а по индивидуальным авторским. 
Основные признаки "баухауза": ленточное остекление, плоские крыши, мощные консольные выносы, ясные геометрические формы, контрастное сочетание плоских и полукруглых поверхностей. Несущая конструкция – железобетонный каркас. Эстетический эффект достигается за счет сочетания и игры плоскостей. 
Состояние этих домов в ТА различно и иногда приближается к состоянию московских конструктивистских. И все же центр ТА – это редчайший пример, когда современная архитектура может доставлять удовольствие, тем более в больших количествах. 
Впрочем, сперва Мангуста увела меня в старый район Неве Цедек. Я не думал, что существует такой ТА: с узкими улочками, полудеревенский, одноэтажный, построенный еще до официального появления города (1909-й). Его частично руинированные дома отлично смотрятся на фоне новых тельавивских небоскребов (заметим, что образ современных небоскребов был во многом сфабрикован членом Баухауза Мис ван дер Роэ и его учеником Филипом Джонсоном).
Город полон цветущих акаций (?) в алых цветах, так что иногда дерево сплошь покрыто красным. Для прикола мы зашли в музей Независимости Израиля, дом, где 14 мая 1948 году в обстановке строжайшей секретности было провозглашено создание этого нового государства. Полностью сохраненный зал, где все происходило, фото, старые газеты, оружие, карта мира, на которой обозначены страны, признавшие Израиль (в том числе Советский Союз), воздержавшиеся (Англия) и непризнавшие. История немедленно начавшейся арабо-израильской войны (до этого стихийной и нерегулярной, между гражданским населением Палестины) и схема ключевого боя рядом с русским монастырем в окрестностях Гиват Ольги (если я ничего не напутал). Сообщается, что многочисленная армия арабских стран, вооруженная самым современным оружием, была разбита простыми еврейскими резервистами… Ну, какое "самое современное оружие" могло быть у арабских стран в 1948 году?! Устаревшие английские танки и такие же самолеты. С другой стороны, основной поток оружия в Израиль на поддержку его армии направлялся по воздуху из Чехословакии при поддержке СССР. Значительную  часть поставок составляло трофейное оружие вермахта (!).
Из дебрей старого города попали в башню "Шалом" на ул. Герцль, первый тельавивский небоскреб (1964 г., 34 этажа, 142 метра), – посмотреть монументальную мозаику Нахума Гутмана, посвященную истории создания города. Она висит в большом фойе (там, на самом деле, две мозаики и еще макеты первых домов ТА).
Прошли весь бульвар Ротшильда (сплошь в "баухаузе" или стилизованных под него домах) до Дизенгофф и бульвара Хамелех, где находится здание Современной Израильской оперы, порадовавшее меня своей смелой архитектурой, и Тель-Авивский музей изобразительных искусств. Весь он состоит, по существу, из двух частных коллекций, открывающихся импрессионистами (Моне, Ренуар, Сислей, Писсаро, Берта Моризо, Ван Гог, Гоген и т.д.) и заканчивающихся Поллаком с Де Кунингом и Колдером. Между ними: Пикассо, Брак, Матисс, Леже, Шагал, Кис ван Донген, Пасхин, Сутин… (фон) Явлинский, (непропорционально) много скульптурных работ Александра Архипенко, есть Дали, Эрнст, Магритт, Пит Мондриан, Миро и т.д. Очень хороший музей, яркие современные работы, достойные этого современного города. Он именно такой, какой надо, чтобы не выйти из него с квадратной головой (по форме рам).
На довесок была средневековая Яффа, где русская речь, итак не очень редкая на улицах ТА, окончательно вытеснила всякую другую. 
(Не исключено, что будет и продолжение.)




Комплекс Азриели 



Есть и такой ТА




А вот и настоящий Баухауз




А это его достойный наследник







Самый старый ТА



Музей в доме Рокач (район Неве Цедек), который является еще и скульптурной галереей




Там же




Два мира (вспоминаются иллюстрации к "Незнайке на Луне")




Или вот такой уголок




Разная, в общем, архитектура




А контрасты лишь обогащают ее




Еще один дом-галерея



Мозаика в башне Шалом

 

Деталь. Явно русские ребята



ТА модерн



Это уже бульвар Ротшильда



Еще немного модерна. Не одним Баухаузом богат ТА.



Баухауз или стилизация под него на бульваре Ротшильда



Алые "акации" на том же бульваре




Там же, то же




Голда Центр, примыкающий к Новой Израильской Опере




Интерьер Новой Оперы




Еще немного ТА архитектуры






Тель-Авив из Яффы




Яффа



Она же



А это ваш покорный в Яффе, пойманный в объектив хитрым зверем Мангустой
Tags: Израиль, архитектура, фото
Subscribe

  • Роль

    Вчера я получил письмо, в котором меня извещали, что мое желание удовлетворено, и я приглашен на роль несчастного человека в ближайшей пьесе.…

  • Возвращение

    Не бывает горы без долины, как настаивал Шестов. Так и не бывает поезда без станции, а приезда без отъезда. Можно и не возвращаться, если ты хорошо…

  • ОСТРОВ НИКОГДА (апгрейд повести)

    Ты строишь то, что хочешь, ты получаешь то, что заслуживаешь, образ окружающей тебя реальности – это образ тебя самого… Мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Роль

    Вчера я получил письмо, в котором меня извещали, что мое желание удовлетворено, и я приглашен на роль несчастного человека в ближайшей пьесе.…

  • Возвращение

    Не бывает горы без долины, как настаивал Шестов. Так и не бывает поезда без станции, а приезда без отъезда. Можно и не возвращаться, если ты хорошо…

  • ОСТРОВ НИКОГДА (апгрейд повести)

    Ты строишь то, что хочешь, ты получаешь то, что заслуживаешь, образ окружающей тебя реальности – это образ тебя самого… Мы…