Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Categories:

Израиль 2011 (часть 2)

 


Назарет

Это арабский город. В ходе войны 1948 года он был один из немногих городов тогдашней Палестины и еще толком не появившегося Израиля, который сохранил свое арабское население (Яффа, Хайфа, Тверия, Цфат и др. его утратили. Мог утратить и Акко – после захвата его "Хаганой" (отрядами еврейской самообороны) в мае 48-го, но ему повезло.). Естественно, это и христианский город. Причем христианство по количеству "объектов культа" явно доминирует над исламом, пусть последнее пытается напомнить о себе высоким электрифицированным криком муэдзина, заполняющим узкие улицы. 
Как и Иерусалим – Назарет лежит на холмах, красиво взбираясь в небо хаосом своих крыш.
Главная достопримечательность города – это бесспорно католический Благовещенский собор 1969 г. (если вам посчастливилось не заблудиться и все же доехать до него, например, как нам – с помощью беспримерно услужливого араба), крупнейший собор на Ближнем Востоке, возведенный на месте храма IV века (построенного св. Еленой, матерью императора Константина) и вместивший внутрь себя его руины. (New basilica was designed by the Italian architect Giovanni Muzio, and built by the Israeli building firm Solel Boneh during the years 1960-69.)
Увидел купол, торчащие над низкой застройкой, знакомый мне по интернету – и сразу понял, что был прав, поехав сюда. Сходу порадовал его выразительно-агрессивный фасад, бело-полосатый, с намеком на Византию, с аллюзиями как на готику, так и на арабскую архитектуру: ярусы окон над главным порталом несут явный намек на михраб, а боковые фасады с нерасчлененным массивом стен с узкими окнами-бойницами напоминают иерусалимскую Аль-Аксу.  
Собор окружен галереей, в которой вывешены мозаичные панно с изображением Богоматери, присланные из всех стран мира, даже Греции, но исключая, само собой, Россию. Понятно, что китайский или, скажем, чилийский вариант исполнен со всем национальным колоритом и своеобразием. 
Скульптурные ворота собора, иллюстрирующие в металле главные события жизни ИХ, напоминают знаменитые ворота Гилберти в флорентийском баптистерии. Свод между открытым порталом и воротами выполнен как полотнище в орнаментах, свисающее волнами с потолка. 
Но все же лишь внутри понимаешь, что этот собор – чудо современной архитектуры, что даже как-то поражает в культовом здании! Несущие конструкции имитируют в бетоне ферму моста с заклепками. В том же духе сделаны и перекрытия. Отличное сочетание сочных, яркий, авангардных витражей с серым бетоном конструкции и мраморным полом. Собор залит разноцветным светом, наполняющим необычный, хитро расчлененный многоярусный интерьер, накрытый высоким светлым куполом. Причем столбы купола еще и наклонены внутрь, усиливая динамику объема. 
Когда мы с Мангустой были на втором уровне собора (точнее, даже третьем, учитывая полуподземные часть с руинами древней церкви и гротом Благовещения) – заиграл колокол. Именно заиграл, а не забил. Он напомнил вдруг заработавший водопад, нарастающий, доходящий до полной мощи и постепенно затихающий, так что слышно лишь падение отдельных капель – и тишина. Настоящая медитация, едва не экстаз (как призналась потом Мангуста). Здесь же расположен главный алтарь с монументальной современной росписью на "христианскую" тему. В нишах вдоль стен – продолжение мозаичных панно с вариантами интернациональной Богоматери, иногда решенные невероятно смело.  
Что ж, порадовался за католиков (не первый раз), способных на такое лихое обновление традиции, на ультра-авангардные заявки внутри столь консервативный структуры, как верование и церковь. Хорошо, когда храм, на худой конец, – музей современного искусства, уж если все остальное не особо интересует. 
К собору на массивной террасе примыкает мужской францисканский монастырь, к монастырю, отделенная небольшим тенистым садиком – церковь св. Иосифа, на месте церкви XII века, в свою очередь – на месте плотницкой мастерской Иосифа, отца ИХ… Интерьер совершенно классический католический, то есть традиционный, но есть неплохие фрески в конхе главной абсиды. И подвальный этаж с остатками античной ванны и закрытой для посетителей пещерой-криптой.
А вокруг горбатый город в красных крышах. От монастыря видно какой-то христианский храм высоко на горе, барочно-модернистского духа. Я незамедлительно захотел туда подняться – под призывы к молитве, доносящиеся из курсирующего по городу автомобиля. 
В поисках дороги мы нашли большой дом XIX века – для паломников из России, с местным названием "МоскубийЁ", напоминающий, скорее, итальянский городской дворец. От него стихийно попали на площадь, где обнаружили греческую церковь Архангела Гавриила, а в ней "Фонтан Девы", то есть опять пещеру с источником внизу. Построена в XVII в. на месте "Фонтана Девы Марии". Интерьер и особенно алтарная часть XVII в. – выглядят весьма архаично и убедительно. 
Поплутав по горбатым улицам, – наконец заблудились, как в незабвенной "Бриллиантовой руке": "Цигель-цигель ай-лю-лю!" Этого "ай-лю-лю" тут было в преизбытке. Поэтому вместо вершины горы мы вновь непонятным образом спустились к Благовещенскому собору, где Мангуста благоразумно и осталась, а я упрямо заспешил обратно – в хитрые арабские кварталы-ловушки. 
Место, которого я хотел достичь, вроде, зовется по-арабски Абульятама, но это мне мало помогло. Люди по-английски посылали меня: "сейчас налево, потом вторая улица направо… нет, кажется, третья… там будет лестница…" Лестница тут и правда есть, их даже много, назвать же то, что их соединяет, улицами… ну, лишь с серьезной натяжкой. Это такие ущелья в иерусалимском стиле, но без лавок. Ясно, что никаких ориентиров и указателей. Ветхие стены, заборы, желоба для стока воды по середине мостовой, дикие голые дети, камень, жара… Это и правда напоминает Восток.
Взбираюсь не по дороге, а по пешеходным проходам, что живописно, но ненадежно. И бубню про себя "пыхтелку":
Если на заре
Слушать "Назарет",
А среди осин
Слушать "Цеппелин",
В память об урле
Слушать "Дип Пурпле"
И как старый хип –
Слушать "Юра Хип":
Значит Дух живой
Дышит над тобой…

Можно, конечно, было бы напеть что-то вроде: Sent a telegram today!.. Tomorrow you'll be on your way… – но дальше я ничего не помню. 
И все же я выбираюсь к каменному объекту, оказавшемуся монастырем Салезианских сестер дона Боско (о. Иоанна Боско – католического святого XIX века, покровителя редакторов и молодежи (!)). Вход в монастырь (обитель, приют) – закрыт, но отсюда отличный вид: подо мной весь Назарет! 
Жить в таком городе, вероятно, неудобно, но он очень живописен. И порой интересен с точки зрения архитектуры. Хотя и утомляет однообразная отделка под иерусалимский камень – там, где она есть, потому что далеко не у всех тут есть средства хоть на какую-нибудь отделку. 
Благовещенский собор едва различим среди крыш и белых стен. Спустился я к нему снова новой дорогой, ибо безнадежно потерял старую – мимо храма "Стола Господня", "Церкви Синагоги" (на месте синагоги, где проповедовал Христос), еще каких-то мелких храмов, прячущихся в плотной застройке. На местном рынке еще раз подвергся "допросу": откуда я? Никто не верит. Молодые арабские парни спрашивают: понравился ли Назарет? О, еще бы! Очень! 
А потом назаретская фалафель в пите с овощами – в местной шаурме за смешные деньги – и путешествие окончательно удалось. 




"Kтo жe ищeт иную религию, чем иcлaм, oт тoгo нe бyдeт пpинятo, и oн в пocлeднeй жизни oкaжeтcя в чиcлe пoтepпeвшиx yбытoк". (Коран, сура 3, 85 в классическом переводе Крачковского, с небольшой моей редактурой.) Вот, чем встречает Назарет.



А это так понравившийся мне Благовещенский собор  (Basilica of the Annunciation)



Богоматерь Китайская в галерее базилики




Богоматерь Испанская



Боковой фасад "базалики" (не уверен, что это в полной мере базилика)



Галерея с мозаиками



Врата, которые я сравнил с вратами Гилберти (Гилберти, понятно, круче)



Боковые врата и понравившийся мне свод



Интерьер собора, первый уровень





Грот Благовещения в полуподземной части. Убей меня Бог – но на переднем плане "Троица" Рублева! 




Алтарь первого уровня. Бетонный кессонированный потолок! 



Купол






Витражи бокового нефа





Витражи лестницы





Мангуста у витража




Интерьер второго уровня















Наклонные столбы купола





Продолжение темы интернациональной Богоматери



Японский вариант



Французский (слева) и максиканский вариант (справа: чувствуется серьезное воздействие пейотля)



Фасад собора со стороны францисканского мон-ря




Интерьер церкви св. Иосифа




Роспись конхи абсиды



Францисканский мон-рь со стороны двора

 

Скульптурка перед входом в здание мон-ря (ангел и Мария, если кто не понял)


 

Школа св. Иосифа



Улицы Назарета

 

Ну, типа: "Московия". Дом русских поломников.

 

Греческая церковь Архангела Гавриила с фонтаном Девы Марии



Сам "фонтан" (не фонтан)



Снова улицы города Назарет. Сочный Восток

 

 






А это моя цель: Салезианская обитель



Современная назаретская архит-ра



Город Назарет сверху









Пока все. Возможно, будет продолжение израил. пут-ия. 

Tags: Израиль, архитектура, фото
Subscribe

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Рычаг

    …Не спрашивайте, как я попал сюда. Здесь есть комната с рычагом в стене. Я сперва думал: может, свет включается или дверь какая-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Рычаг

    …Не спрашивайте, как я попал сюда. Здесь есть комната с рычагом в стене. Я сперва думал: может, свет включается или дверь какая-нибудь…