Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Categories:

Чуфут-Кале и Иосафатова долина

 





Что-то еврейская тема меня не отпускает. Вот теперь в Чуфут-Кале занесло и в Иосафатову долину – на знаменитое караимское кладбище. 
Кто не был в Чуфут-Кале? Все были. И я был, правда 13 лет назад (в доцифровую и доинтернет-эпоху, при царе-Горохе). И за 13 лет руин не то стало больше, не то они выиграли в значительности. А в Иосафатовой долине и на караимском кладбище я, как ни странно, никогда не был.
Я не буду рассказывать, кто такие караимы: каждый может прогуглить. Не буду рассказывать и что такое Чуфут-Кале. Скажу только – что это знаменитый мертвый город. А рядом с ним знаменитое мертвое кладбище. Мертвое – потому что на нем не хоронят больше ста лет. Оно заросло буком и молодым дубком. Но на нем сохранились десять старых священных дубов караимом, которым, возможно, по пятьсот лет. Впрочем, даже старые крымские дубы не вырастают очень большими. 
Я пытался воскресить в памяти старое еврейское кладбище в Праге у Старо-Новой синагоги, виденное мной бог знает когда, но не нашел большого сходства. Там, помнится, торчали только стелы, как и здесь – частые и покосившиеся, но в основном без надгробий. 
У меня нет извращенной любви к кладбищам. Но это так древне, словно череп Александра Македонского – и не вызывает ничего, кроме исторического интереса. В начале первого тысячелетия здесь жили алано-готы и где-то тут же хоронились. Потом, с VIII века, здесь стали жить караимы. Тогда появилось и кладбище. 
Если в Чуфут-Кале полно людей, то тут никого нет. Нет и самих караимов: куда-то они делись, пережившие даже фашистов. Лишь тысячи надгробий с надписями на редком для здешних мест языке. Все надгробия стоят строго с севера на юг, но этого сразу не понять – столь много их тут, упавших, вздыбленных, налезающих друг на друга, словно в странной кладбищенской игре. Столько понаросло за сто лет между ними деревьев. 
Чуфут-Кале, как ни странно, отдает подлинностью. То есть всамделешним, а не подновленным и достроенным средневековьем (тем более античностью). Хотя не так много тут сохранилось: пара-тройка крепостных ворот, усадьба Фирковича, две кенассы, кусок старой оборонительной стены, мавзолей Джанике-Ханым, пещеры, несколько домов. Сама дорога, знаменитая "Дорога тысячелетий", с каменными колеями в полметра глубиной – от бесчисленных повозок, ехавших по ней в течении и правда многих веков – внушает почтение. 
Но не буду распространяться: об этом месте так много написано. Просто немного фото с комментариями. 



Ворота караимского кладбища


Могила знаменитого караимского этнографа Фирковича, который собрал столько караимских рукописей (в том числе во время путешествий по Палестине), что они заняли потом два зала Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. 



Ну, знатоки иврита: что тут написано? 














Один из уцелевших священных караимских дубов. Странную религию придумали себе караимы.


А это я и сам понимаю: Мементо мори




Единственные магендовиды, мной здесь обнаруженные. Не пользовались у караимов популярностью что ли. (Надеюсь, кто-нибудь догадается выбить на моей могиле (если до этого дойдет) – пацифик.) 






Священный Крым


Долина Ашлама-Дере


Начало Чуфут-Кале от Восточных ворот. Дорога тысячелетий. 


Восточные ворота, Биюк-Капу ("биюк" по-татарски, как известно, "большой", а "капу", надо думать, "ворота"). 





Главная улица мертвого города



Усадьба Чал-Борю 



Усадьба Фирковича – с совершено аутентичной черепицей, обратите внимание.




Достархан Фирковича




Дом Фирковича, совершенно татарский дом. 


И совершенно татарский интерьер. Он же: кафе-музей.




Ее мы попробовали, такая травяная татарская настойка на виноградной чаче. 55 градусов, между прочим. Уверен, после правильного применения – рыбки появятся. И жирафы. 



Во дворе усадьбы



Ворота Орта-Капу, VI-VII вв. 



Гора Беш-Кош. Здесь снимали “Всадника без головы”, “Вождя краснокожих”, и прочие фильмы, где по сюжету требовались американские каньоны.



Стена все тех же VI-VII вв.



Пещера Чауш-Кобасы. Когда-то самодельные экскурсоводы выдавали ее за ханскую тюрьму, в которой в частности провел двадцать лет воевода Шереметьев. 







Мавзолей Джанике-ханым (XV в.). По легенде она была дочерью золотоордынского хана Тохтамыша, сжегшего Москву, и во время осады спасла Чуфут-Кале (тогда он назывался Кырк-ор и был ханской столицей) от жажды. Заплатив за это, как водится, жизнью.
В действительности все было не так: она и правда была дочерью Тохтамыша, женой военачальника Тимура и позже темника (но не хана) Золотой орды Едигея, и правительницей Кырк-ора, и умерла в пятьдесят пять лет. Реально она спасла лишь своего брата от мести мужа и помогала Хаджи-Гирею стать первым крымским ханом.



Руины мечети XIV в. В кадр попал Леша (о. Анархий), мой спутник.



Две караимские кенассы (синагоги), хорошо сохранившиеся на фоне почти полного уничтожения всего остального города, еще существовавшего сто с небольшим лет назад. Левая кенасса XIV-XVII вв, правая – XVIII в. 





Памятная стела в честь посещения сего места Александром III. Собственно, начиная с Екатерины, здесь побывали все русские императоры, кроме Павла I. Ну, не успел он. 



Вход в синагогальный двор



Двор между кенассами



Оригинальное решение крыши лестницы (в женскую часть кенассы) 



Такой как бы общий вид



Южные ворота (Кичик-Капу)



Пещеры в их окрестности. Куда в Крыму без них. 





Кенассы и вид на Чуфут-Кале из ущелья Марьям-Дере (в этом ущелье когда-то был дурдом, а теперь возводятся роскошные апартаменты для монашествующих в Успенском монастыре и их гостей). 

Все. Устал я, честно сказать, делать эти репортажи. 


Tags: Крым, фото
Subscribe

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Выбор

    У интересных людей вся жизнь – череда выборов и экспериментов. Эти выборы и эксперименты спорны и порой небезопасны. Человек усложняет план…

  • Записки гламурного отшельника

    Покойный Нильс назвал меня когда-то «гламурным отшельником». Обидеть хотел, очевидно. Сам я обозначил себя, как трудолюбивого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments