Человек – "общественное животное" – хотя бы в том смысле, что нуждается в оценке, он хочет, чтобы его хвалили, как в детстве. Из одобрения окружающих он черпает вдохновение для дальнейших подвигов. Ему мало собственного одобрения и собственной пользы: он может ошибаться, а польза не перекрывает всех его потребностей.
Внутри нас живет ребенок, который каждый день выковывает из себя "взрослого", то есть существо самодостаточное, ни в ком и ни в чем не нуждающееся, независимое и бесстрашное (не боящееся темноты).
Но пока этого нет – ему ("ребенку") нужен арбитр и свидетель, внешнее "другое я", подстегивающее его, мешающее победе энтропии и успокоению. Ибо успокоение – есть важнейшая потребность человека. Сильный соблазн, губительное пристрастие. Поэтому неуверенность в себе, желание дальнейшего развития, неуспокоенность – очень полезные свойства.
В конце концов, великими не рождаются, великими – становятся. Величие – это долгое сознательное усилие. Вероятно, ощущение неполноценности у будущих "великих" так велико, что компенсируется лишь обретением "величия".
Величие – это жертвоприношение себя идее, исковерканная жизнь, кажущаяся яркой только со стороны. Но это же – победа над навязанной тебе формой, исправление пути и замысла. То есть бунт. Своеволие.
Но как много в нашей "воле" – свободы? Или 9/10 в ней – это судьба, генетика, обстоятельства, долг?
Однако, в одних и тех же обстоятельствах два человека (например, два брата) поступают совершенно по-разному. То есть поступок зависит от характера. Характер – это тоже генетика? Но тогда каждый должен повторять родителей, а сплошь и рядом дети делают все возможное, чтобы не походить на них ни в чем, боясь сходства, как проклятия. И сильно в этом несходстве преуспевают. Человек сам выбирает и создает обстоятельства – своей жизнью и поведением, тем или иными ответом на бросаемые ему вызовы. Внешнее принуждение – как хитиновый покров у насекомых – создает внешний скелет людей со слабой волей.
Я тоже создал свой хитиновый покров – из идей, которые сам отобрал и на которые ориентировался. Наверное, более "продвинуто" жить без хитинового покрова вовсе, каждый раз поступая по-новому и исходя из ситуации. Но какие критерии избирает человек в таком случае, кроме "мне выгодно"? Все равно это будет абстрактное "добро и зло".
Сказать ли в таком случае, что человек – актер, который делает лишь то, за что его хвалит публика? Люди разные, человек с хитиновым покровом – точно не актер, иначе и покров не нужен. Актер – хамелеон, принимающий подходящий (защитный) цвет. Хитиновый человек – такой броненосец, с очень условной броней. Таким образом – я снова вернулся в царство животных, с которого начал. В общем, люди – общественные животные разных пород. И некоторые животные – более свободны, в том числе и за счет своего "хитинового покрова" тоже.