Предположим, человек решает задачу (тире – проблему): одним способом, вторым, третьим, четвертым… Естественно – начинает он с самых простых, типичных способов. И они не дают результата. Что он тогда делает?
Первый вариант: обращается к "специалисту" – если он взрослый; обращается к родителям – если ребенок.
Второй вариант: пробует и дальше решить сам, анализирует все способы и результаты, "осмысляет неудачи" и делает некое обобщение, на основании которого пробует решить задачу совсем иначе, применяя иные, более широкие средства. И так – пока не решит.
Тут разговор даже не об уме, а об упорстве, гордости, воле, желании доказать себе и кому-то, что эта проблема тебе по силам. Чем больше проблем тебе по силам, тем больше твоя свобода и независимость от других. Тем больше твоя ценность.
Что труднее, то, как правило, и правильнее. Значит, это и следует выбрать. Во всяком случае – попробовать. Последовательно уходя от решения проблем человек теряет навык бороться. Он "экономит" силы, но он никогда не применит их или отступит при первом серьезном сопротивлении.
При "экономической" (пассивной) реакции на проблему, разочаровавшись или не найдя "специалистов", человек не пробует вновь решить ее сам, но лишь впадает в дурное настроение, горькую резиньяцию, прячется в невроз, загоняет себя в долгую депрессию или даже отчаяние. Он использует простые мрачные обобщения, что мир есть зло, что жизнь плохо устроена и не предназначена для таких тонких и ранимых натур, как он, трудна, скучна и бессмысленна.
Это тоже способ: долгим самомучительством он заставляет проблему как бы перегореть в нем, плюнуть и уйти самой (пораженной его малодушием). Но слишком много шлака и копоти остается в душе. И очень мало сил и уважения к себе.
Недеяние – не всегда благо. Мы создаем свой мир действиями и жертвами. И если в нас зреет проблема и революция, не надо тушить ее "специалистами", а так же семьей, работой или пьянками с приятелями. Надо осознать задачу и точно выбрать, где строить баррикаду.