Что благороднее: поза жертвы или поза победителя?
Поза жертвы – удобна, малоэнергетична, не связана с борьбой: ты как бы всем заранее проиграл – и не жалеешь об этом. Она похожа на мудрость, на деле являясь слабостью и тем самым трусостью. Поза жертвы – как поза щенка. Или поза обиженного ребенка: мамки-няньки должны прибежать и утешить. Хотя она может и пробить кого-то на агрессию – в связи с видимой беззащитностью ее носителя. Но это не страшно, потому что она всегда самооправдательна: унизили меня – фигня, потому что лучших всегда обижают, потому что – что можно ожидать от этих тупых рож, правящих этим тупым миром? – и т.д.
Поза победителя отпугивает неупорных агрессоров. Жертв может быть много, победитель – всегда один. Роль победителя энергозатратна и неспокойна. Ему постоянно надо отстаивать в себе победителя. А быть неспокойным – лень даже для смелых людей.
(Говоря о "позе победителя" – я не имею в виду хмурую бычару, когда он демонстрирует, как ему на всех насрать, как он всех сейчас сделает и даст всем п…ы…)
С другой стороны, настоящий победитель – спокоен. Он никого не боится и ничего не отстаивает, как дождь не отстаивает, что он мокрый. Он даже не злится, потому что считает, что каждая ситуация так или иначе подчинится ему.
Победителю даже не обязательно всегда побеждать: важно побеждать в главном и существенном. И все же, даже когда он не собирается никого побеждать, он должен сидеть с прямой спиной и высокоподнятой головой. Болезнь меланхолии несопоставима с такой позой.
Победитель – это что-то сплошное, в нем нет полости, куда можно засунуть динамитный патрон и взорвать всю конструкцию. Жертва – это поза ученика. Победитель – поза учителя. Это поза зрелости, относительно познавшей мир. Кто не был жертвой – не станет победителем. Ибо победитель прежде всего побеждает комплекс жертвы в себе. Сладость быть жертвой, несчастным, вытолкнутым и оплеванным. То есть "хорошим".
Победитель "плох" – потому что неудобен, потому что сражается за свое место, навязывает свое понимание, трубит о своих ценностях. Он прогибает ложный (на его взгляд) мир, он исправляет его. Победитель нарушает традицию и закон – и только он (словно играющий бог) имеет право это делать. Без победителей мир деградировал бы.
Жаль лишь, что два "победителя" вместе не уживаются.