Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Аристократ - 2



 

По совету друзей ознакомился с работой Бердяева «О рабстве и свободе человека», ибо там много написано как раз по интересующему меня (в последних постах) вопросу «аристократии».

Как философ Бердяев был мне всегда интересен, хотя у него ужасно много риторики. К тому же в каждой работе он пишет примерно одно и то же. И чем дальше, тем меньше я согласен с его выводами. Для Бердяева реализация личности заключается в постоянном трансцендировании, в соотношении ее с Богом и сверхличными ценностями, но не с миром. Цель жизни – раскрытие универсума в личности. Соотношение с миром низводится им до объективации: «В объективации человек находится во власти детерминации, в царстве безличности…» Подобная философия очень зыбко стоит на произвольных категориях, вроде Бога, универсума, сверхличных ценностей… Все это кажется мне давно неактуальным. В любом случае, интеллектуально более честно, на мой взгляд, соотноситься пусть с низкими (хотя – почему?), но подлинными объектами, чем с выдуманными и воображаемыми.

Но тут не место спорить с Бердяевым. Я лишь поделюсь несколькими выписками из его работы – по поводу аристократии, если кому интересно.

Собственно, Бердяев хочет разоблачить историческую аристократию, как еще один источник человеческого рабства – в то время как освобождение дает, само собой, лишь настоящее христианство, вместившее в себя и аристократизм и демократизм. Но, помимо воли автора, разоблачение звучит скорее гимном. 

 

Из работы Бердяева «О рабстве и свободе человека»:

 

«Как образуется социальная аристократия? Более высокие качества не могут быть сразу достигнуты для огромных человеческих масс. Подбор качеств происходит сначала в небольших группах. В них вырабатывается более высокий культурный уровень, более утонченные чувства и более утонченные нравы, даже телесный образ человека делается более благородным, менее грубым. Культура всегда образуется и повышается аристократическим путем…

В аристократизме были положительные черты благородства, великодушия, благовоспитанности, способности к жертвенному нисхождению, которых не знает parvenu, стремящийся пролезть вверх. Аристократ не стремится во что бы то ни стало подниматься вверх, он изначально чувствует себя наверху…

Происхождение аристократии военное… Аристократия есть каста, и она с трудом приспособляется к организации государства, в известном смысле она антигосударственна. Государственный абсолютизм вырастал в борьбе с феодализмом, с аристократией и её привилегированными свободами. Можно было бы даже сказать, что свобода аристократична, а не демократична. Свобода была прежде привилегией аристократии…

Часто забывают, что свобода есть не только свобода в обществе, но и свобода от общества, граница, которой не хочет признать общество в отношении человеческой личности. Народные массы мало дорожат свободой и мало чувствуют недостаток свободы. Свобода есть свойство духовного аристократизма. Рыцарство было огромным творческим завоеванием в моральном сознании. Аристократ первый в человеческом обществе почувствовал личное достоинство и честь…

…речь тут идет именно о перенесении положительных аристократических качеств на широкие человеческие массы, о внутренней аристократизации…

Выработка личности есть выработка аристократического типа, т. е. человека, не допускающего себя до смешения с безликой мировой средой, внутренне независимого и свободного, восходящего к более высокому качественному содержанию жизни и нисходящего к миру униженному, страдающему и лишенному возможности возвышения. Главная черта подлинного аристократизма есть не превозношение, а жертвенность и великодушие от внутреннего богатства, нисхождение, неспособность к ressentiment…

Чувство вины и чувство жалости — аристократические чувства. Чувство обиды и чувство зависти — плебейские чувства…

Подлинный аристократизм есть видение образа личности, а не образа социальной группы, класса, касты…

Подлинный аристократизм не есть право, привилегия, он ничего не требует для себя, он отдает, он налагает ответственность и обязанность служения. Необыкновенный, замечательный, наделенный особыми дарами человек не есть человек, которому все дозволено; наоборот, это человек, которому ничего не дозволено. Это дуракам и ничтожествам все дозволено…

Настоящая аристократическая порода есть порода людей, которые не могут занять положения в тех отношениях господства и рабства, на которых держится обыденный объективированный мир. Аристократическая порода необычайно чувствительная и страдающая. Господа же грубы и бесчувственны. Господин, в сущности, — плебей, господство есть плебейское дело…»

Это все.

Tags: аристократия, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments