Вы, конечно, сами все знаете, видели, слышали и даже были. От м. Третьяковская к Болотной площади шла бесконечная толпа. И там уже все вовсю тащили бегемота. Красиво развивались флаги. В небе висел милицейский вертолет. Когда дошел до реки – был даже несколько ошарашен: не видел такого с февраля 91-го! Известно, чем тогда кончилось. Официальные СМИ говорят о 20 тысячах. Вероятно, они применяют те же системы подсчета, что и на выборах. Не знаю, было ли 150 тысяч, как заявили устроители митинга, но под 100, похоже, было. Огромный парк был весь забит людьми, мост обещал рухнуть, а толпа по обоим сторонам канала растянулась до Балчуга. В любом случае, это был самый большой протестный митинг за двадцать лет.
Состав выступавших был пестр: какой-то бравый генерал тащил нас назад в СССР, представительница либертарианской партии доказывала, что лесбиянки и геи тоже люди и тоже против режима, но народ не очень ей верил. И назад в СССР тоже не хотел. А так все, конечно, предсказуемо, про жуликов и воров, что даже утомило. Смысл таких акций – не в установлении какой-то истины, а в демонстрации режиму своей силы. Если власть не услышит триста человек, да, в общем, и не должна слышать за их нерепрезентативностью, то крик триста тысяч – услышит. Только будет ли она что-то менять или невозмутимо отправится вылавливать новые амфоры?
Снега не было, он только начал идти. Зима потворствовала демократии. Люди были приятны, красивы, девушки держали белые цветы. Вообще, действо слегка напоминало рок-концерт или фестиваль, особенно когда в конце заиграл Цой: "Мы ждем перемен".
Принесет это какие-то перемены? Фиг знает, но несколько месяцев назад нельзя было представить ничего подобного. Люди устали от однообразия и предсказуемости политической жизни. Понятно, что "кровавый режим" вовсе не столь кровав, пока, во всяком случае, но его методы собственной несменяемости и неконтролируемости слишком грубы, чтобы не раздражать. Власть всегда есть мишень недовольства, но несменяемая власть – становится абсолютной мишенью. Она не дает никому убедиться, что без нее будет хуже, она не доказывает свою правоту в сравнении. Еще несколько лет назад люди могли сравнить ее с тем, что было в 90-х, но три срока Путина и квази-Путина, и ожидание четвертого, пятого – это уже слишком. Когда ЦСКА побеждает двадцать раз подряд – хоккей становится неинтересен. А когда еще арбитры ему подсуживают – становится неинтересен вдвойне. Политика, в конце концов, тоже зрелище.
В общем, если протест не рассосется – в этой стране снова начнется интересный хоккей.
Несколько фото.
С такими революционерками не грех и не баррикады.
Царь не нестоящий.
Красивое разнообразие флагов.
Это ожидавшие нас автозаки. Но в этот раз не дождались. Всю бы эту технику, да в поле, как сказал мужик.