Когда-то в одном ЖЖ поднимался вопрос о женском эквиваленте Дон Жуана в культуре. Тут сразу, естественно, вспоминается Клеопатра или маркиза де Мертей из "Опасных связей". Ну, или Лу Саломе – со значительной натяжкой. Мне, собственно, это мало интересно: мне всегда больше нравился Дон Кихот.
Однако, женский вариант Дон Жуана, несомненно, встречается – и надо быть к этому готовым.
Донна Жуан позиционирует себя как честный человек: прошла любовь – завяли помидоры. То есть она не длит отношений, в которых нет настоящей любви. Люди длят их по разным причинам, она же может позволить себе этого не делать. Тут не требуется ссор или настоящей вины: довольно, что у нее появилась мечта о чем-то новом и более ярком, о ком-то другом. Ей нужно, чтобы всегда было ярко. А старое ярким не бывает, оно тускнеет. Ее любовь в реальном времени живет не очень долго, хотя, конечно, от возлюбленных зависит: может быть, они смогут поддерживать ее горение какими-нибудь экстраординарными штуками.
Мужчина ей нужен только ради любви, яркого секса и пылания эмоций. Больше ни для чего. Ей нужно, чтобы ее чувства были постоянно заняты, наполнены приятным, – тогда жизнь тоже будет приятна для нее. Здесь ни с чем не поспоришь. Старый же возлюбленный этих чувств не вызывает, не может поддерживать это чудесное настроение, поэтому должен уйти в "ледяную пустыню" (термин чукчей (?) по отношению к старикам, которые должны умереть, чтобы не обременять племя). Ей, как мотыльку, постоянно нужны новые цветы.
На сомом деле – это мужская позиция: многие мэны именно так относятся к женщинам и любви. Это и есть парадигма Дон Жуана:
«Ворчливый муж, взгляни на поле
и обрати свой взор к цветам!
В них мотыльки по божьей воле
впиваются то тут, то там.
Вопьётся, крылышком помашет,
вспорхнёт, нырнёт в ветров поток,
и уж с другим в обнимку пляшет,
уже сосёт другой цветок!»
(Вадим Степанцов)
Однако никто не запретил парадигме быть совершенно зеркальной. Суть не в половой принадлежности, а – в сути: человек нужен и ценен – лишь пока из него можно извлечь энергию для своего хорошего настроения. Человек – средство удовольствия. Стоит потоку положительных эмоций прерваться: человек! – пошел вон! Ты высосан и неинтересен! Ты больше ничего не можешь мне дать!
Не исключено, что Донна Жуан исключительно откровенна и сразу предупреждает о последствиях, что, мол, обе стороны абсолютно свободны. Но все же она делает это не в совсем ясных словах. И наивный цветочек надеется, что если будет вести себя хорошо, то и отношения будут долгими. Что люди, ах! нашли друг друга, типа: брат нашел сестру! Ха-ха! Нет, вот об этом надо сразу забыть. Утверждение же, что обе стороны свободны – стоит понимать как объявленное право на предательство. Для таких людей положение, что "ты приручил меня и теперь несешь ответственность" – ничего не значит. Тебе было угодно приручиться? – сам виноват.
Мне порой кажется, что женщина вообще никогда не виновата. Женщина – всегда права, честна и прекрасна. Так и есть. Я не спорю. Но это отступление.
Донна Жуан говорит о себе: я прекрасная и самодостаточная! Мне никто не нужен! Со всеми своими трудностями я разберусь сама. Другой мне нужен только для радости, для праздника, как Париж.
Вовсе не факт, что она может справиться сама со всеми трудностями, но она в это свято верит. В конце концов, если ей помогают, то потому, что она такая прекрасная, а, значит, она никому не должна, "сама" справилась.
Донна Жуан – всегда хороша. Мятые трусы не допускаются. Созерцать мелкие слабости возлюбленного у нее тоже нет никакой охоты. Поэтому совместная жизнь с ней невозможна. Возлюбленный должен демонстрировать такой же театр, как она сама: «И лобзания, и слезы! И заря, заря!»
Вообще-то любовь, о которой говорят Дон Жуаны обоих полов – никакая не любовь. Это сублимация либидо, сексуальное желание, облеченное в красивые слова. Ну, и еще детская мечта нового: красивых мест, красивых эмоций. Кто это осудит?
Нет, в этом типе отношений нет ровно ничего дурного! Это нормальный распространенный современный вариант. Надо только, чтобы обе стороны обладали одним оружием и четким знанием перспективы. Чтобы оба были Дон Жуанами. Тогда все будет хорошо.