Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Автор и персонаж


Должен ли автор любить своих персонажей?

Любят то, что другое, что не подчиняется, что привлекательно, но не твое. Что вызывает желание обладать. Любят то, что компенсирует собственную односторонность и недостаточность.

Но автор и так обладает своими персонажами. Если он и любит их – то как комплиментарный вариант самого автора. То есть любит через них себя, такого умного и талантливого.

Родители так любят своих детей. Значит: персонажи – дети автора? А писатель – типа такого Господа Бога своих героев?

Но это не так. Персонаж, как правило, берется из реальности, чуть модифицируется, смешивается с другим, но редко целиком выдуман. И поэтому он обладает довольно большой независимостью от автора – иначе он потеряет в своей характерности и правдоподобии. Целиком выдуманный персонаж – неубедителен.

Современный "реалистический" автор не столь много сочиняет, сколько берет из жизни. Он немного переставляет сцены и путает следы, хотя бы для того, чтобы прототипы не узнали себя и не подали в суд, сгущает или упрощает интригу, делает конфликт чуть более ярким и читабельным, а развязку – законченной. Он выбирает место, временные рамки и выигрышные детали. Он лишь концентрирует то, что в реальной жизни растянуто и размазано. Хотя некоторые и живут так, что и сочинять ничего не надо. И в таком случае у писателя есть большой соблазн скатиться в чистый non-fiction.

Поэтому я терпеть не могу чтиво, к которому отношу фантастику, фэнтези, детективы и даже исторические романы. Именно потому, что все герои их выдуманы, неубедительны, как и все, о чем в этих романах повествуется. (Это помимо того, что обращаются к подобным жанрам как правило малоталантливые авторы. Впрочем… наверное есть исключения.) Цель моего чтения – не убить время, но понять реальный чужой опыт, пережить чужую драму, но малой кровью. Вроде как сделать себе прививку.

Задолго до всякой медицины литература стала моральной и мировоззренческой прививкой человечеству, – знакомя его в несмертельных дозах с трагедией существования, знакомя с опытом тех, кто страдал и погиб, – хотя бы для того, чтобы предупредить об ошибках езды.

Поэтому литература должна быть реалистична и безжалостна, как "безжалостен" врач. Но можно обратиться и к бабкам-знахаркам, вроде… ну, вы знает – кого.

(И поэтому мне понятен старец, который молился за погибших персонажей из кино. Ибо можно сказать, что так он оплакивал саму универсальную трагедию бытия.)


Tags: литература, медитации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments