Конформист – всегда на стороне власти. Это удобно, главным образом потому, что не надо ни о чем париться: власть все знает и сделает за тебя наилучшим образом. Ее даже не надо защищать, потому что она самая сильная. Не надо переживать о несправедливости, мучиться бессилием, ну, разве, ругнуть продажных либералов в ЖЖ.
Это либералам надо выходить на улицы, в холод, – а то и под дубинки ОМОНа – с перспективой самого справедливого суда, это им надо устраиваться наблюдателями на выборах и пробивать дырки в железной стене эшелонированной власти – в надежде что-то изменить и заставить нормально работать. Это либералы знают, что без их помощи сильную власть не подвинуть, не заставить хоть взглянуть в сторону тех, кто мыслит иначе, чем принято мыслить в этой рабской стране.
Либерал переживает о личной свободе, конформист – о "стабильности". Ему не нужна личная свобода, потому что он не знает к чему ее приложить. У него есть работа, есть зарплата или пенсия, оплачиваемая бюджетом, жена, котлеты – чего ему еще не хватает? Недовольство либералов он воспринимает как упрек своей жизни, устаканившейся, плоской, мещанской. Если мне так хорошо, то и все должно быть хорошо! А если кому-то нехорошо, то это потому, что они – евреи и агенты Госдепа. Потому что они ненавидят славную матрешку-Русь, спящую своим богатырским сном после того, как она наелась котлет и выпила водки… Выпила в охотку, с морозца, под грибок или огурчик…
Эх, хороша Россия!
Правда подобного конформиста в том, что только он может здесь жить – при здешнем климате, что природном, что политическом. Столетия бесконечно тяжелой жизни создали породу людей, почти невосприимчивую к внешним воздействиям. Там где немец будет кричать благим матом, "посконный" русский только посвежеет с лица. Сам он более-менее сыт, он живет лучше, чем когда-либо, и ему нравиться смотреть спектакль по ящику, в котором нынешний "царь" осаживает зарвавшихся богатых или нехороших чиновников, мало радеющих о народе. Он не сомневается, что всякое богатство – воровство (из его же кармана), и только сильный "царь" способен это воровство ограничить. Других рычагов борьбы он не знает или в них не верит. Себя он считает глупым, большинство своих сограждан – негодяями, и если пробрался в Кремль один честный и умный, получше других, то пусть уж царствует до конца, как умеет и считает нужным.
Впрочем, утонченный конформист будет настаивать, что просто он над дракой, что даже при совке он был свободен, внутренне естественно, что и теперь ничто не мешает ему совершенствоваться, крестить лоб, читать Джойса и быть хорошим человеком. Напротив: он найдет прямое соответствие между нашей несвободой, бедностью и несправедливостью – и богатством нашего духа, ориентирующегося на "истинные ценности".
Утонченный конформист – мазохист, который способен получать удовольствие от своего "духа" за неимением других удовольствий – и получать его к тому же только через насилие, над этим конформистом учиняемое.
А еще конформисты любят режим и лично Путина за то, что он тихой сапой восстановил их любимый социализм.
А как еще можно назвать строй, при котором большая часть населения – бюджетники? А большая часть крупнейших корпораций и банков, "Транснефть", "Роснефть", "Газпром", ВТБ и т.д. – являются на самом деле государственными (по факту)? А если кто-то из игроков на рынке относительно независим, то понятно, что если партия скажет "надо" – комсомол всегда ответит "есть". Кое-кто не ответил, и теперь шьет носки.
Но работает ли эта завуалированная госсобственность на народ? Плохо работает, ибо номинальные владельцы вольны устраивать какие угодно аферы, вытаскивать деньги из бюджета, скрывать и переводить доходы в свой карман – и просто разбазаривать средства по глупости и бесконтрольности. Взамен – полная лояльность режиму.
Налицо и другие характерные составляющие социализма: крепкая вертикаль власти, больше напоминающая сучковатую дубину, послушные суды, контроль за СМИ, пропаганда на телевидении и попытки изничтожить всякую оппозицию.
"Узнаю брата Колю!" – восклицает в умилении престарелый (профессиональный) конформист и прижимается дряблой щекой к вонючему бушлату вохровца.
Конформисты визжат, что "не надо раскачивать лодку"! А то они, вместе со всеми прикормленными жирными крысами, что в бизнесе, что на госслужбе, – из нее выпадут. Это большая беда! Нет, я не думаю, что если Немцов с Шендеровичем придут к власти, то все эти крысы ("жулики и воры"), попадают или попрыгают за борт. Напротив: боюсь, они приведут еще множество хуже себя.
Власть вообще, а у нас в особенности – это способ перераспределения собственности и госбогатства. Власть у нас опирается не на народ, а на бизнесэлиты, как в прежнее время опиралась на партноменклатуру, прикормленную и развращенную. А бизнесэлитам нужны доходы и поле деятельности. Россия для них лишь место выкачивания бабла. Это проклятье сырьевой страны. Власть перераспределяет кормовые места – и немного подкидывает народу, чтоб он слушал свою любимую песню «Валенки» и не выпендривался. При смене власти произойдет небольшая перетряска элит – и все.
Единственное спасение, чтобы этих «элит» вообще не было. Но пока это невозможно, потому что почти никто не создал здесь самостоятельного независимого бизнеса.
И все-таки борьба за власть – это закон жизни: борьба за выживание, сопротивление, конкуренция, поиски оптимальной формы, обеспечивающие изменение и прогресс вида. Власть, боящаяся, что ее могут сместить, может или ввести танки, или начать какие-то реформы, отнимая что-то у дорогих ей бизнесэлит. Конкуренция заставляет власть шевелиться и совершенствоваться. В этом вся суть "открытого общества".