Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Categories:

Почему умирают герои? (Размышление после поминок.)

Почему умирают герои?

Наверное, они умирают тогда, когда они уже не чувствуют в себе силы быть героями. Не чувствуют пафоса биться до конца. Когда моральные обязательства заставляют их остановиться, подумать о других.

И это хорошо. Собственно, это новый круг борьбы, новый уровень инициации (а инициаций за жизнь может быть несколько, одна другой мучительней). А потом уже – понимание языка зверей и птиц.

Не каждый герой может выдержать такое. Самое смешное: герой с одной стороны –  совершенно беззащитен. Он герой – только потому, что не хочет и не может жить в реальности, поэтому готов совершать подвиги. Пафос героя: убейте меня сейчас – пока я не превратился в одного из вас!

Но его не убили (так ему не повезло). Его решили испытать на обыденность. Обыденность – самое страшное искушение героя, и ни один герой не может выстоять против нее. Причем в обыденность может превратиться все, даже самое дорогое. Любимый человек или любимое дело. Герой легко выдерживает великие вызовы (огонь, дыба, тюрьма, четвертование), он не выдерживает мелких: как тот монах, в гробу которого завелись клопы.

Это ситуация, через которую прошли мы все в начале 90-х. Как мы великолепно бились с совком! Горячо и весело. И тут вдруг мы "победили". Судьба бросила нам страшную перчатку: сто лет вы утверждали, что только совок мешает вам стать тем, кем вы мечтаете, – давайте, заборов больше нет!

И тут выяснилась страшная истина: мы нужны лишь тем, кто был с нами в андеграунде. Лишь им нужны наши "истины". И андеграунд, контркультура – не продукт той или иной социальной системы, в силу своего традиционализма или тоталитаризма не дающей самым свободным и креативным элементам человечества заявить себя, а неистребимое свойство бытия, по законам которого "гармонизированный" банальностью эрос и танатос больше не порождают ничего. Больше не борются, больше не задают вопросов. И не могут задавать, потому что главные вопросы остаются за кадром. А на поверхности мы находим в лучшем случае лишь амбиции и материальную реализацию, мозератти, виллы и курорты, как замену счастья для тех, кому не повезло (в отличие от нас).

Когда герой делает чужой выбор – он погибает: как герой и часто – как человек. Возможно, он никогда и не был героем. Наоборот, он был чувствительным слабаком, черпающим силы из готовых идей и ситуаций, доказывающих его полноценность. Иногда слабаки могут сделать гораздо больше, чем "сильные" (без всякой связи с Дао дэ цзин). От отчаяния, оттого, что им деваться больше некуда. Когда кошку загоняют в угол – она бьются, как тигр.

В 90-е нас загнали в новый угол, но мы не поняли этого. Хуже того, мы стали биться в этом углу в одиночку. Вокруг нас больше не было ни хиппи, ни Системы. Дай Бог – был брат в виде жены (мужа). Великие герои гибли как кролики в чистом поле. Те, кто не погиб в силу здоровья, пролонгировал это на десять лет, но не спасся. Помянем их и задумаемся.

Tags: андеграунд, ламентации, мартиролог, хип
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments