Коллега по злоключениям на Болотной, а потом в автозаке Сергей Бородицкий (в моих друзьях на fb) сегодня в мировом суде № 100 на Мытной улице рассказал «спартанскую притчу», согласно которой слепой спартанец шел в бой, чтобы затупить о себя меч врага. Вот и мы что-то вроде этого: тратим на себя энергию сапог и дубинок ОМОНа. Рассказчик получил сотряс дубинкой, я получил вообще много чего. И за все мои старания меня наказали лишь на пятьсот рублей. Вполовину меньше, чем в 2007-ом. Просто девальвация какая-то, хоть не бунтуй! И ведь не скажешь, что штраф совсем не за что. Пять лет назад я дрался с ОМОНом ногами, пинал по наглым рожам, сейчас вовсе прорвал его строй – с помощью товарищей. Так и сказал судье, что хотел бы получить справедливое наказание, а не дурацкую 19.3: «Неподчинение законным требованиям сотрудника полиции». Никаких требований они и высказать не успели: ни в тот момент, когда мы их опрокинули, ни в тот, когда они опрокинули нас.
Я просидел в суде несколько часов, в немногочисленной компании ребят с Болотной, и так и не понял градацию и принцип наказания. Например, Глебу Ш., 40-летнему активисту «Солидарности» из Уфы, задержанному ровно за то же, за что и я (и все) впаяли сутки ареста. Но так как он их уже отсидел в ОВД в день задержания, то не подвергся даже штрафу. В этом, надо думать, и был смысл наказания: сократить его по возможности до минимума. Судья – тоже человек, я довольно долго говорил с ним, и он все прекрасно понимает. Но и идти против системы не собирается, поэтому оправдать нас не может.
Причем все они там просто зашиваются, как сообщила нам секретарь: «Мы тут из-за вас завалены работой, каждый день нам несут во-от такие пачки дел!» Мне стало прямо неудобно.
Понаблюдав все это, посмотрев посты в сети, поразмыслив, я пришел к выводу, что на данный момент радикализировать процесс все же ни к чему, хоть и хочется отомстить сатрапам за Болотную. Самый действенный путь: «тупить о себя мечи», то есть забивать собой автозаки, ОВД, суды – своими телами и делами, завалить их работой так, чтобы вся эта система треснула. В 87-ом мы уже проделали такое на Арбате, когда менты закрылись изнутри в Пятере, не в силах больше никого арестовать.
Тогда смысл всех этих последних задержаний и митингов – распропагандировать изнутри наших «врагов»: ментов, ОМОН, судей, секретарей, объяснить, чего мы на самом деле добиваемся и зачем выходим? Что мы вовсе не куплены Западом и вовсе не хотим распродать Россию по частям диктатору Камеруна. Что всего, чего мы хотим, чтобы власть контролировалась народом, и потому была эффективна и менее коррумпирована. И лишь это объединяет таких разных людей, которые выходят на митинги. Например, меня и ветерана последней чеченской войны, с которым я сперва попал в один автозак, а сегодня встретился в суде.
Они сами «запустили» нас (как вирус) в свое логово, а спорить с нами – это не дубинками махать. Естественно, проще всего считать, что власть всегда права и защищает «порядок» (слово, которое давным-давно маскирует другое слово: «диктатура»). Либо считать, что в этой стране ничего нельзя изменить, и поэтому надо или жить как-нибудь параллельно, или вовсе свалить. Однако нельзя забывать, что в России практически отсутствует демократическая традиция всего, в том числе передачи власти, а потому сознание и самосознание людей весьма специфично, сформировано долгой практикой несвободы – и в одночасье не меняется.
Поэтому в равной степени можно расценить современный момент, что, вот, все, мы дошли до точки, вернулись в совок! А можно расценить, что только-только что-то нарождается, люди отказываются признавать эту точку, и поэтому совок не повторится.