Трагедия России в том, что власть у нас может меняться только при крушении политического строя и всего государства сразу. А иначе – никак! Лицо нашей власти – абсолютно восточное: мало или вовсе недемократическим путем, в ходе переворота или через унаследование, захватив «престол» – властитель усиливает свою власть до бесконечности, исключая или нейтрализуя возможность всякой законной (и естественной) сменяемости.
Недемократически придя к власти властитель не собирается демократически ее отдавать. Сперва он доводит страну до политического и экономического коллапса – а потом или будет свергнут, или передаст ее приемнику, с условием собственной судебной неприкосновенности.
Боясь законной конкуренции в рамках правового поля, власть провоцирует конкуренцию незаконную, герилью, бунт и революцию. Первым знаком, предвестьем этого возможного бунта были события 6 мая.
Авторитарный режим может быть эффективен в ситуации экономического и политического кризиса, когда надо привести в гармонию разбушевавшиеся антагонистические силы, разрывающие страну ради своих эгоистических интересов. Но цена за эту «гармонию» очень велика: дальнейшее уменьшение свободы и усиление авторитаризма. Будучи фактором стабильности, усилившаяся авторитарная власть становится фактором стагнации, а потом и нового экономического упадка. От последнего Россию спасает лишь высокая цена на нефть. Режим ровно ничего не сделал, чтобы стащить страну с нефтяной иглы. Нефтяная монополия государства – основа влияния режима, его деньги и, следовательно, – кормушка дружественных олигархов, которые помогают власти обзаводиться теми же многомиллиардными благами, которыми владеют сами.
Ни те, ни другие все равно не рассматривают Россию как место для жизни, и если Россия вдруг провалится в кризис или в тартарары – они ничего не потеряют, потому что все равно живут на Западе, и там же держат деньги. И для улучшения именно тамошнего процветания им надо продолжать бесконечно эксплуатировать Россию, главным образом ее недра, – кидая народу полтинники с барского стола, чтобы он слушал свою любимую песню «Валенки» и не вякал. Кто не хочет слушать «Валенки» – получит по мозгам омоновской дубинкой.
Режим внушает подданным, что альтернатива ему – лишь полный шандец, распад и распродажа территории иностранцам оптом или в розницу. Зачем нас пугать иностранцами, если наш собственный олигархический режим хуже любых оккупантов? И это ясно продемонстрировал въезд Путина в Москву на свою инаугурацию. Это был въезд Наполеона, который незадолго до этого читал стихи на Бородинскую тему для своих верных бюджетников, свезенных со всей страны. Он поклялся старой гвардии, избравшей его на царствие, победить – и сдержал обещание. Он взял Москву.
Посмотрим, не ждет ли его Березина?