Я не воспринимаю «голую» реальность, я воспринимаю реальность, на которую наложена некая сетка идей, которая в чем-то эту реальность упрощает, в чем-то исправляет и обогащает. То есть, не ее саму, конечно. Эта абстрактная сетка управляет моим видением реальности, ибо что такое реальность «сама по себе» – все равно никто не знает. С помощью этой сетки: слов, идей, ценностей – я могу препарировать реальность так и сяк, воспринимать ее попеременно как что-то ужасное (если мне это зачем-то нужно) или, напротив, как что-то замечательное и интересное.
Этой же сеткой можно назвать набор поведенческих установок и отработанную систему ответов (на все на свете), построенную по принципу, чтобы при любом раскладе самолюбию был нанесен наименьший урон. Поэтому абстрактная сетка должна быть высшего качества: ярка, благородна, опираться на прекрасные проверенные образцы, иметь набор убойных отлупов и основополагающих догм, вроде той, что я всегда прав.
И, однако, даже сама лучшая сетка, устоявшаяся система восприятия и реакций, помогавшая достаточно легко оценивать мир, – бесспорно обедняет и опыт и само восприятие. Более того, постепенно сетка теряет свой универсальный характер, перестает удовлетворять, тем более вдохновлять, ты уже не до конца веришь ей, она все меньше утешает тебя и оправдывает твою жизнь, застывшую в «истинной», как тебе казалось, форме. Часто это совпадает с сильным внешним ударом, который прежняя сетка не может ни поглотить, ни объяснить.
Человек попадает в кризис жизни без сетки или с неработающими сетками, которые он судорожно ищет, применяет (примеряет) и отбрасывает. Собственно, я описываю экзистенциальный невроз Франкла, связанный с потерей смысла жизни. Этот процесс поиска новой сетки, нового проекта своей жизни может растянуться на годы, а лет через десять эта мучительно обретенная сетка устаревает так же, как и прежняя. Думаю, дольше всех прослужит та сетка, в которой почти нет никаких заимствованных элементов, ни стихов поэтов, ни мнений самых лучших философов и психологов, а есть лишь то, что проверенно и вынесено из собственной жизни. Наверное, она грубоватая, корявенькая, в приличное общество с такой не придешь, но тут уж каждый сам выбирает. Притом что создание такой сетки, между нами, – архисложная вещица.