В один день сходил посмотреть нашумевший проект «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой (автор идеи Виктор Бондаренко) на Винзаводе – и на выставку Родена в Царицыно.
Два дня, с момента вернисажа «Брани», Винзавод осаждали православные активисты и «казаки», так что еще второго дня весь комплекс был закрыт, несколько раз вызывался ОМОН. Но ни «казаков», ни активистов я не увидел. Милиция была, да, а вот зрителей, несмотря на «рекламу», было как-то не много. Новое искусство вообще весьма на любителя, настоящего таланта там днем с огнем не найдешь, и не всем везет прозвучать так, как Pussy, которые оказались в нужное время в нужном месте в нужном виде. А им во многом проект и был посвящен. Ну, и РПЦ тоже, само собой, вонючему гнезду духовных птеродактилей. Так что если бы Мальцева сумела произвести какое-нибудь кощунство, в чем ее обвиняли активисты, я не особенно расстроился бы. Но никакого кощунства я не нашел. Нашел работы средней яркости, слишком сильно связанные с контекстом, как и положено современному искусству. Два щита мелкого теста растолковывали смысл проекта (авторы: Попов и Багдасаров). Как известно, в современном искусстве главное – хорошая заковыристая телега, дающая самовыразиться очередному теоретику этого самого искусства. Тут с этим все в порядке, и работы Мальцевой были названы «апофатическими иконами».
Более смешными показались мне работы в соседней галерее, сделанные на этот раз в контексте теорий Йозефа Бойса: вырезанные из фанеры игрушкоподобные уродцы диких цветов с абсурдными надписями. В местном худсалоне потрясли цены: кусок негрунтованной бортовки два на метр стоил 1000 р.! В советское время метр этого изделия стоил, насколько помню, меньше рубля.
В мокром после дождя Царицыно у главного входа в главное здание дворца стояли мокрые скульптуры знаменитого Родена. Нет, не все, только четыре, зато какие: «Поцелуй», «Мыслитель», «Бальзак» – и самая мощная его работа (на мой взгляд): «Граждане Кале», поразившая меня еще в институте на лекции по истории искусства. Настоящая выставка проходила в «Хлебном доме», соседнем корпусе дворца, вход через современный стеклянный павильон с обширным подземным холлом – явный намек на нелепые пирамиды Лувра. Кто спорит: Роден – хороший скульптор, хоть и самоучка, к тому же на этот раз скульптуры можно рассмотреть во всех ракурсах, даже со спины. И все же теперь он не поражает так сильно. А его офорты мне вообще не понравились.
Заодно узнал, что существует большое количество копий всех его главных работ, еще и разного масштаба, разбросанных по всему миру, – и все они оригинально считаются оригиналами, потому что отлиты с авторской модели.
Кончил я день у Мочалкиной, куда мы поехали с Пуделем, моим спутником в Царицыно, – где я, подобно многим, приложил руку к знаменитому ремонту. Работал почти как Роден: болгаркой, стамеской и дрелью. И каблуком. И результат, понятно, такой же шедевральный. Мочалкина, кстати, тоже была на Родене: летом в Париже.
Осенняя Москва полна впечатлений.
Фото и комментарии к ним можно посмотреть здесь: