Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Бунт




 

С определенного момента перспектива становится слишком близкой, чтобы сообщение о смерти знакомого человека не напоминало о том, что моя пьеса здесь – тоже кончается.

Понятно, что временность жизни – обеспечивает ее ценность, и что мы ничем не заслужили бессмертия, – но все равно хочется бунтовать против этого удела.

Ни один человек в глубине души не может принять собственную смерть – и ищет разнообразные инструменты борьбы с этой мыслью. Верующий убеждает себя в жизнь после смерти – с помощью откровений из старинных книжек, хитрых схоластических рассуждений и чьих-то (может быть, даже его самого) фантастических видений. Он даже научается радоваться этой смерти, как бы открывающей ворота истинной жизни. Самое страшное он рядом психологических приемов превращает во что-то хорошее. Трюк простой и приятный для зрителей: ведь им очень хочется верить в обещанный результат.

Брошенные, обреченные на смерть люди ищут утешения и чего-то надежного. И обретя, как им кажется, ЭТО – они готовы растерзать любого, кто посмеет усомниться в призрачном приобретении. Никто не усомнится в рассветах и закатах. Не усомнится даже в абстракции, типа любви, пусть она может по-разному трактоваться и оцениваться, – ибо ее феномен несомненен. ЗНАТЬ человек может только несомненное, наблюдаемое и проверяемое. ВЕРИТЬ он может во что угодно, в любой бред! Вера не терпит критического анализа, ибо он ограничивает ее полет. Вера нужна именно для невозможного – гордо заявляли Тертуллиан с Кьеркегором и Шестовым, и когда-то эта мысль мне очень нравилась. Но теперь, хладнокровно оценивая подобные заявления, я не вижу ничего, кроме детского невротического страха жизни и страха смерти, с ней напрямую связанного.



Религия, прямое порождение нашего невроза, предлагает нам всем стать как можно менее живыми – для того, чтобы отменить естественный закон, распространяемый на все живое. Если мы не живые, то есть телесные, материальные – а духовные, то на нас не распространяется закон смерти. Но если мы не телесные – то все, что свойственно телесному, должно быть нам чуждо и враждебно. Отсюда бесконечные запреты – и даже мученичество ради веры.

Запреты нейтрализуют яркость индивидуального, фабрикуя полки серых солдат общей идеи. Запреты защищают равенство и убивают прогресс. Впрочем, в борьбе с запретами оттачивается твоя роль в этом космосе.

Я не утверждаю, что все естественное – хорошо, хорошо не с точки зрения природы и выживания вида, а хорошо с точки зрения человеческой морали и индивидуального счастья. Природа не знает индивидуума, хотя придумала и для него способы временного спасения и самозащиты. Идея личности вышла из природы благодаря цивилизации, которая при этом наложила множество запретов на стихийный эгоизм жизни. Человеческое социальное противоречит человеческому природному. И уже из идеи личности проистекает идея ее прав, ее свободы и ее счастья.

И все эти идеи вступают в противоречие с материальными условиями жизни. Но больше всего они вступают в противоречие с неготовностью человека быть хоть чуть-чуть действительно свободным. Ибо приходится быть свободным и от того, что просто, очевидно приятно и близко лежит.

Реальная человеческая свобода – очень относительна. И даже такая – безумно трудно достижима. И прежде всего она нужна, чтобы видеть реальный мир без страха, предрассудков и фантазий. Ведь только так можно разобраться в этом мире – и, следовательно, начать нормально жить.



Tags: религии, свобода, священное "нет"
Subscribe

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…