Основания
На мой взгляд, религиозный философ – не может быть настоящим философом, ибо он исходит из установленных для него догм и незыблемых положений, например, о существовании благого Творца. Концепция Бога – избыточна для познания, ибо отвечает сразу на все вопросы. Религиозному «философу» остается лишь примирить догму с реальностью, найти благочестивое и красивое объяснение, почему, например, в мире есть страдание, несправедливость, смерть? Почему в проекте всесильного, всемудрого, всеблагого Бога есть недочеты? И он с легкостью отвечает: почему...
И в этот момент религиозный «философ» сливается с теологом или богословом. И мне его рассуждения совершенно неинтересны, пусть они слегка выходят за границы традиционного учения церкви. Философия – другая профессия и имеет другие задачи, кроме скрытой теодицеи и фабрикации для читателей новых миражей.
Для меня философия прежде всего – освобождение человека от страха жизни и навязанных структур мысли. Она – это сомнение во всем, когда танцующее на краю, тонущее в вопросах «я» пытается найти незыблемое или более-менее незыблемое основание для собственного существования. Это не открытие транквилизатора веры, а открытие того, почему он понадобился? От чего я пытаюсь психологически защититься? Где реальность, а где мои миражные построения, контрабандно внесенные в картину мира непроверяемые элементы (суть философии Канта, на мой взгляд)? Почему я не могу без них? Могу ли я без них? Каковы границы моей силы и моей свободы?
Закон биологической жизни – это страдание и смерть, и вечный страх, как фон, – но человек, естественно, не готов этот закон признать и защищается от него любыми способами, главные из которых для атеиста – культура и цивилизация. Для верующего – религия.
Я не хочу теперь рассуждать, какой способ лучше, я ищу лишь достаточные для существования основания, ту «красоту жизни», ради которой стоит жить.