Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Эксперимент





 

Чем жизнь вдвоем лучше одинокой жизни? Очевидно: своими взаимными микронастройками, разнообразными сигналами, переплетающимися полями жизни, создающими более жесткую структуру, вроде корзины. Ты ощущаешь постоянный фон жизни, который напоминает тебе, что ты тоже жив, при этом отвлекает тебя от себя самого и мучительных вопросов.

Но действительно ли этот мучительный вопрос – тревога смерти? Откуда же тогда отчетливое и порой неодолимое суицидальное стремление, знакомое так многим? Порой мне кажется, что не смерть, а жизнь – вызывает тревогу. И не тем, что кончится смертью, а сама по себе. Нет, жизнь – вовсе не вечное проклятие, но даже этот срок порой бывает слишком длинным. Человек устает страдать, в том случае, конечно, если жизнь – череда страданий, пусть даже субъективных.

Почему пациенты психоаналитиков – в основном одинокие люди? Случайно ли, что герой «Тошноты», разглядевший изнанку существования и испытавший эту самую тошноту – одинок? Одинок гордо и принципиально, и, тем не менее, он не способен устоять под гнетом «истины», как она ему открылась. Так же одинок и герой Селина, путешественник на край ночи, ничего, кроме ночи, во всей жизни не разглядевший.

Какой же вывод? Одиночество провоцирует безумие? Одинокий человек может вдруг понять, что у него нет никакого основания для жизни. Он существует, но не знает зачем? Даже смерть не пугает его – и не может служить охранным стимулом.

«Зачем жить?» – задал мне как-то вопрос знакомый хип. Действительно: зачем? Роковой вопрос, потому что при всей его простоте – на него очень сложно ответить.

Может быть, жить стоит именно затем, чтобы ответить на него? Чтобы открывать поля возможностей и претерпевать превращения? Играть в мир, как в игру, шпионить за ним и писать донесения. И тогда искусство – разветвленная шпионская сеть и аналитический центр сразу. На кого мы работаем? Лишь на себя. А на кого еще нам работать? В конце концов, если человек находит какую-то вдохновляющую его идею, имеющую для него больший смысл, чем он сам, он с радостью хватается за нее – и легко жертвует своей жизнью.

Но если не находит – это тоже не трагедия. Это просто другой поворот сюжета, требующий от героя иного поведения, зачастую гораздо более мужественного.

Чтобы в конце достичь полноты существования и, наконец, понять и исчерпать сценарий собственной жизни… Забабахать шикарную картину, две главные краски которой: свобода и необходимость. Ноль и единица, но ими можно закодировать всю вселенную. И в этом искусстве кодировки мы все – безнадежные дилетанты.

Тем не менее, у человека есть выбор. Он даже довольно широк: умереть, остаться зрителем, быть плохим или хорошим актером на второстепенных или главных ролях… Жизнь – эксперимент над собой и реальностью. Чаще всего – это эксперимент реальности над тобой. Но можно попытаться превратить его в противоположный эксперимент, тебя – над нею. Жесткий и талантливый. Если хватит сил.  

Tags: меланхолии, психология, свобода
Subscribe

  • Мотивация

    В глубине человека живет отчаяние, которому он не дает выйти наружу. Оно связано с ощущением нелепости жизни, недовольством собой и невеселыми…

  • картинка

    Две женщины. 60х47,5, оргалит/акрил

  • Записки гламурного отшельника

    Покойный Нильс назвал меня когда-то «гламурным отшельником». Обидеть хотел, очевидно. Сам я обозначил себя, как трудолюбивого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments