Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Душа и мышление






(По поводу дискуссии в одном философическом ЖЖ.)

Проклятие философии – что она заимствует метафизические понятия у теологии, вроде души или духа, а потом носится с ними, как с писаной торбой, не зная, куда приткнуть. А, с другой стороны, и бросить жалко. Хоть понятно, что даже при всей изощренности анализа – ничего она доказать про эту неуловимую душу не может, не в ее это силах. Это дело, скорее, биологов, этологов или, например, физиологов.

И вот они, в частности, доказали, что у животных есть не только практический интеллект, но и абстрактное мышление, умение предвидеть и делать логические выводы. Они запоминают, анализируют и способны выстроить стратегию поведения, необходимую для достижения цели. И при этом не пользуются языком. То есть, единственное, что их отличает от нас – отсутствие языка. Значит, что для мышления язык вовсе не нужен. Мы понимаем не потому, что знаем слова и называем объекты. Мы мыслим не словами!

И тогда язык – вовсе никакой не «дом бытия», и человеческое мышление не есть вербальный отзыв бытию, как думал один прославленный философ, этим нехитрым приемом наделяя человека чуть ли не божественными функциями. (Хотя, может быть, в этом и заключается тайная идея философии: найти для человека сверхчеловеческую роль.)

Но, главное, по всему выходит, что у животных тоже должна быть душа, «токмо малая видом и не бессмертная». И еще опыты физиологов доказывают, что человек действительно произошел от животных – и выделился он за счет мышления более мощного, но ничуть не особенного. Этим мощным мышлением он, в конце концов, изобрел язык – как способ передачи и фиксации знаний, и из него, как из кубиков, собрал культуру, в которой пожелал остаться, как птичка в уютном гнезде. И если этого гнезда его лишить – он легко превращается отнюдь не в сказочного Маугли, неспособного ни к какому человеческому поведению.

Ну, а про душу, как она появилась в качестве концепции – лучше читать у антропологов и историков религии (у того же Тейлора про душу написано вполне исчерпывающе), чтобы не мучить себя метафизической чушью, решая крайне философский вопрос, чем человек (онтологически!) отличается от животного и какова его роль во вселенной?



Нет у человека никакой вселенской роли, идея ее коренится целиком в идее божественного происхождения человека. Кому-то в этом видится залог величия человека, но я в этом вижу его ничтожность, ибо концепция предполагает наличие высших сил, которые и есть настоящие хозяева мира, а люди перед ними – такие глупые беспомощные дети, пешки в загадочной игре. «Если есть Бог, то человек ничто», как сказал другой философ. При этом эти «высшие силы» человек творит по своему образу и подобию, поэтому выглядят они весьма карикатурно.

Назначение человека предельно прозрачно: выживать в этой прохладной вселенной, хранить жизнь и тепло своего тела, создавая для этой цели все более изощренные приспособления. Этим он мало отличается т любого живого существа, чья цель – ровно такая же. Только животные создают приспособления с помощью долгой операции под названием «эволюция», а человек – с помощью быстрого и порой кривоватого механизма цивилизации. Весь его «божественный огонь» – это способность сострадать и поддерживать другие беспомощные, как он сам, существа. И дело тут не в душе, а в особенностях мышления, в его эгоизме или корысти, в конце концов. Но это простительная корысть, скрепляющая живые существа вместе.

Мы произошли от обезьяны – это большое чудо. Мы, каждый из нас, вообще появился – это еще большее чудо и, само собой, случайность. Одного этого достаточно, чтобы проникнуться мистикой бытия. Более того: мы свидетели невероятного спектакля Вселенной, в которой мы одни, возможно, способны мыслить – хоть это никому, кроме нас, и не нужно. Во всяком случае, мы способны мыслить о своем уделе, в отличие от планет (как известно).

Вообще, в возвеличивание мышления – есть большая претензия. Ибо оно, раз: довольно беспомощно, два: как я только что написал – никому, кроме нас, не нужно, так как это просто инструмент выживания. Ни у планет, ни у Бога нет необходимости выживать, – значит, они не мыслят. Я существую – значит, я мыслю! (Пусть у каждого живого существа эта «мысль» будет иметь свою форму и границы.)



Tags: мифологии, философия
Subscribe

  • Роль

    Вчера я получил письмо, в котором меня извещали, что мое желание удовлетворено, и я приглашен на роль несчастного человека в ближайшей пьесе.…

  • ОСТРОВ НИКОГДА (апгрейд повести)

    Ты строишь то, что хочешь, ты получаешь то, что заслуживаешь, образ окружающей тебя реальности – это образ тебя самого… Мы…

  • Игуана -2 (конец)

    Узелок имел и свое продолжение, в котором, конечно, и заключалась вся его соблазнительная и грустная прелесть. Через три года, весной 87-го, я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Роль

    Вчера я получил письмо, в котором меня извещали, что мое желание удовлетворено, и я приглашен на роль несчастного человека в ближайшей пьесе.…

  • ОСТРОВ НИКОГДА (апгрейд повести)

    Ты строишь то, что хочешь, ты получаешь то, что заслуживаешь, образ окружающей тебя реальности – это образ тебя самого… Мы…

  • Игуана -2 (конец)

    Узелок имел и свое продолжение, в котором, конечно, и заключалась вся его соблазнительная и грустная прелесть. Через три года, весной 87-го, я…