
<Это старая пьеса, написана совместными усилиями в 1990 году и опубликованная в «Альманахе ЛИА Р. Элинина», выпуск 1, – в 1992-ом. Всего два действия на два поста.>
Мария Ремизова, Ифраим Бастиан (Александр Вяльцев)
ЗАГОРОДНЫЙ ПЕЙЗАЖ С ЭЛЕКТРИЧКОЙ
Семену Петерсону посвящается
Действующие лица:
ПЕТЯ
ЮЛЯ
НИКА
СЕРЖ
ЛЕША
ИВАНИЦКИЙ
МОДЕЛЬ (КАТЯ)
МОДЕЛЬ БЕЗ ИМЕНИ
ДЕЙСТВИЕ 1
Обшарпанная московская квартира. Беспорядок, мусор. На облезлом диване сидит модель. Художник пишет за мольбертом. Играет джаз.
Петя: Плечо куда-то пропало.
Модель: Я не двигаюсь.
Петя: Не у тебя. Или это солнце село?
Модель: Я не вижу.
Петя: А, может, я не так смотрю.
Звонок в дверь.
Петя: Неужели Иваницкий? Вот бы некстати.
Идет в прихожую. Неразборчивые голоса. Входит Юля. Модель встает, набрасывает на себя рваный халат и опять садится.
Юля: Я не думала, что ты занят.
Петя: Катя.
Юля: (пауза) Очень приятно.
Петя: Юля.
Модель: (пауза) Ну что, перерыв?
Юля рассматривает картину.
Юля: Зеленого, по-моему, слишком много.
Петя: Думаешь? По-моему, нормально.
Юля: Смотри, фон совсем не играет.
Петя: А зачем ему играть?
Юля: Ну, должен же быть какой-то эффект.
Петя: А, может, ты и права. (пауза) А, может, и нет.
Модель: Ну мне что, одеваться или как?
Петя: Ну, оденься... Или нет, подожди…
Юля: Я на минутку. Я не думала, что ты занят.
Петя: Ну, видишь как, пожалуй, да.
Юля: Я просто была тут поблизости.
Модель: Там чайник не закипел?
Петя уходит и возвращается с чайником. Юля садится в единственное кресло.
Юля: Только чайку попью.
Петя: Ничего вкусного к чаю нет. К сожалению.
Юля: Да? Ну я и не рассчитывала.
Петя: Ты же знаешь, я приезжаю сюда работать. Когда я работаю, мне вообще ничего не нужно. К тому же шляется столько народу, и все пьют чай.
Юля: Не волнуйся, я же сказала, что ни на что не рассчитываю.
Модель: Сахар дай мне, пожалуйста.
Петя открывает коробку.
Петя: А сахара-то тоже нет.
Модель: Под столом еще одна пачка лежит.
Петя достает из-под стола сахар.
Юля: А как насчет спичек?
Петя зажигает обеим сигареты.
Юля: Я Олю Гербер вчера встретила. Все. Уезжает.
Петя: На родину?
Юля: На родину. Грустно так, все уезжают.
Петя: Почему все? Не все. Я вот не уезжаю, Иваницкий…
Юля: Иваницкий твой – алкоголик, ему-то как раз здесь лучше всех.
Петя: Иваницкий, конечно, алкоголик, но, между прочим, он еще и художник.
Юля: Разве это не одно и то же?
Петя: Вот как? Ну-ну.
Звонок в дверь.
Модель: Легок на помине.
Петя уходит открывать. Неразборчивые голоса. Входит Леша, за ним Серж.
Леша: Ты извини, старик, что мы так, без звонка.
Петя: Да ничего, пожалуйста.
Юля: Здравствуй, Леша. Почему ты со мной не здороваешься?
Леша: Здравствуй, Юля. Такой вот я идиот, что забываю делать самые очевидные вещи.
Серж: Здравствуйте, дамы. Я приношу извинения за себя и за Лешу, что мы такие ужасные грубияны.
Леша: Кто-нибудь хочет коньяка?
Петя: А что, он есть?
Леша: Да вот он как-то так странно образовался у меня в сумке.
Леша достает коньяк, Петя собирает по комнате чашки и стаканы.
Юля: Я уходить собиралась вообще-то.
Серж: Да мы тоже не надолго. Выпьем по чуть-чуть и вместе побредем.
Петя разливает коньяк и перешептывается с моделью.
Леша: Ну и как там у тебя дела с немцами?
Петя: Да как тебе сказать, все там что-то тянется, что-то как-то делается, вроде, а, вроде, и не делается ничего. Жду я пока. Не знаю.
Юля: А они купили что-нибудь?
Петя: Они ничего покупать и не будут. Они выставку нашу повезут.
Серж: Ах, господа, опять вы о материальном! О высоком надо думать, о высоком.
Модель встает и выходит в другую комнату. Петя провожает ее взглядом. Юля перехватывает его взгляд.
Юля: У меня есть удивительный китайский зонтик. Настоящий. Такой довоенный, бабушкин. Ты не хочешь нарисовать меня с зонтиком? И в кимоно?
Петя: А где взять кимоно?
Серж: А кимоно заменить таким совковым халатиком. Из ситчика. В цветочек.
Леша: Нет, это классно. В горошек.
Серж: И зонтика не надо.
Юля: А кимоно ты дорисуешь в своем воображении.
Петя: Ну, я так не могу. Нет, зонтик это, конечно, отлично. Но без кимоно... ты же понимаешь.
Юля: Не понимаю.
Серж: Господа, давайте коньячку дерябнем.
Леша: А коньячок-то... весь вышел.
Серж: Ну, это никуда не годится. Этак жить на свете просто невозможно. Леша, нам надо сходить за коньяком.
Петя: Ребята, я не знаю, мне уже скоро домой надо. Меня там жена ждет.
Серж: Ну-у, это просто уже совсем никак. Это не поступок мастера Дзен.
Петя: Да нет, мне серьезно надо. Ко мне там человек придет – картины смотреть.
Леша: Нет, старик, как знаешь. Я бы сказал, что это вздор.
Серж встает.
Серж: Леша, не оставляй ему шанса проявить слабость. Петя, одна нога здесь, другая там. Ты еще сто раз успеешь домой. Леша, вскочили. Побежали.
Серж и Леша уходят. Серж снова появляется в дверях.
Серж: Господа, мы мигом.
Серж исчезает.
Юля: Неужели она лучше меня?
Петя: Кто?
Юля кивает в сторону двери, куда ушла модель.
Петя: Нет, не лучше.
Юля: Неужели я не лучше ее?
Петя: Что ты хочешь?
Юля: (пауза) Я хочу, чтоб ее не было.
Петя: Что значит – не было? Ты соображаешь, что ты говоришь? Мне надо работать.
Юля: Это все не так, не так!
Петя: Что не так?
Юля: Почему ты такой, почему ты любишь всех своих натурщиц, почему ты вообще кидаешься на каждую юбку, почему, почему?
Петя: Во-первых, не на каждую. А, во-вторых, я художник, ты понимаешь? Нельзя сделать картину, если не любишь свою модель.
Юля: Зачем ты притворяешься? Ты же прекрасно понимаешь, о чем я говорю.
Петя: Не понимаю! Если ты считаешь, что я с ними сплю, то это одно твое воображение.
Юля: Ну что, я тебя не знаю…
Петя: Слушай, Юля, ты говоришь как … В общем, ты вмешиваешься, куда не нужно. Я, кажется, не давал тебе никаких обещаний.
Юля: Разве? Не знаю, может, то были не обещания:.. Ладно, я не буду навязываться. У меня тоже есть гордость. Ты мне только ответь, зачем я тебе нужна? Для разнообразия? Тебе не хватает твоих натурщиц?
Петя: Дались же они тебе! Ты кроме них уже ни черта не замечаешь. Погляди.
Показывает на картину.
Юля: Да что мне на нее смотреть! Все, что мне надо, я и так вижу. И как ты смотришь на эту, как ее, и все остальное.
Петя: Ну вот, я уже не могу работать!
Юля: Извини. Боже мой, какая я дура…
Петя: Юля, перестань, только не надо истерик.
Юля: Работай, работай. Я не буду мешать.
Петя пытается работать.
Петя: Иногда мне кажется: что я гений. А иногда – так, дерьмо собачье. Ты должна меня поддерживать, а ты выводишь меня из равновесия.
Юля: К несчастью, это почти невозможно. Тебя, мне кажется, вообще ничем нельзя пронять.
Петя: Это неправда.
Юля: Нет, правда. Ты не можешь понять, как это больно, когда видишь, что тебя не любят.
Петя: Я не говорил, что я тебя не люблю.
Юля: Слов для этого не требуется. Toлько, ради Бога, не говори мне о живописи! Я уже, кажется, ее ненавижу.
Петя: Ну что ты хочешь! Я художник, и никуда от этого не деться.
Юля: Дело совсем не в том, что ты художник. Будь художником на здоровье, если тебе так нравится.
Петя: Тогда что тебе не нравится?
Юля: Мне не нравится твой образ жизни. А еще больше – твой образ мыслей, что тебе все позволено. Это неблагородно, неужели ты не понимаешь?
Петя: Оставь в покое мой образ мыслей! Это моя жизнь, моя! Почему я должен отчитываться перед тобой?
Юля (плачет): Это все так ужасно, что ты говоришь, ты даже себе не представляешь… Боже мой, Боже мой!
Входит модель. Юля вскакивает и бежит к двери. Потом возвращается, хватает сумку и убегает совсем. Хлопает дверь.
Модель: Что-нибудь случилось?
Петя: Ну, ты знаешь, у нее нервы немного не в порядке.
Модель: Я вам не помешала?
Петя: Нет. Ты нам нисколько не помешала.
Модель: У меня так стала поясница болеть по вечерам, я там полежала немножко.
Петя: Прошло?
Модель: Почти. Побаливает чуть-чуть. Остыл чай?
Петя: Сейчас поставлю. Посидишь еще?
Зажигает свет. За окном темно.
Модель: Давай посижу. Только недолго. Хочу домой пораньше попасть.
Петя: Домой?
Модель: Ну... не совсем домой.
Петя уходит с чайником. Модель снимает халат и садится в прежнюю позу. Звонок в дверь. Из кухни возвращается Петя.
Петя: Ну что, не открывать им совсем?
Звонок повторяется несколько раз.
Модель: Они же свет видели.
Петя громко вздыхает и идет открывать. Модель набрасывает халат. Входят Леша и Серж.
Серж: Ну, вот и мы. А где Юленька?
Модель: С ней что-то случилось, и она ушла.
Петя: Ничего с ней не случилось, просто ушла.
Серж: Ушла и ничего не случилось. Занятно. Коньячку, господа?
Все присаживаются к столу. Леша разливает, все пьют.
Леша: Что творится – уму непостижимо. Народ прямо взбесился. Уже коньяк в драке надо брать.
Серж: Это жизнь, Леша. Наливай.
Петя: Ребят, но мне уже почти пора идти. По стопарику – и побегу.
Серж: Петя, расслабься, распрягись. Ну что ты, в конце концов!
Модель уходит в другую комнату.
Серж: Фройлен не выпьет с нами?
Петя: Захочет – придет.
Леша: Слушай, а как ты вырубил себе такую хату?
Серж: Да это ж никина квартира.
Леша: А сам он где?
Петя: Я не знаю. Иногда заходит ночевать. Он мне сам предложил, а я не отказывался.
Входит модель, одетая.
Серж: Сударыня, окажите нам честь выпить с нами коньяку.
Модель: Нет, спасибо, в другой раз.
Петя: Счастливо тогда, созвонимся.
Серж и Леша кивают головами. Модель уходит.
Серж: Вот и славно, посидим в тесном мужском кругу.
Петя: Что-то раньше ты не был таким строгим.
Серж: Эх, Петя, ты совсем потерял разум от всех своих баб, которых ты только и малюешь теперь на своих бесценных холстах.
Петя: Бесценных – это точно. Холста теперь не достанешь.
Серж: Как мелко ты мыслишь, Петя. Я сказал – бесценных – в смысле того, на сколько бутылок коньяку их можно будет в конечном счете обменять. И мне жаль, что сей Петр, на котором созиждеться должен был xpaм, оскверняет их мерзостной женской плотью!
Петя: А что же мне рисовать – загородный пейзаж с электричкой?
Серж: Чем не тема. Свежо!
Петя: Ага, дальше некуда!
Серж: Я шучу. И все-таки… женская нагота, это как бы вам сказать…
Петя: Постой-постой, кто это в живописи отрицал обнаженку? Ты посмотри, еще, я не знаю, с наскальных рисунков…
Серж: Ах, бросьте, Петя, бросьте.
Леша: Серж, что ты несешь?
Серж: Нет уж, дай мне сказать. Ты посмотри, что сии живописцы малюют – одну только голую бабу. Никакой тебе поэт, ни писатель не прется так от голой задницы, как эти вот живописцы. Что они воспевают, Леша? Ты проходил это в девятом классе! Прекрасную Даму. Где она теперь, эта Дама, я тебя спрашиваю, где? Ее нет, потому что вместо нее одна только голая задница!
Петя: Никогда не сравнивай художников ни с поэтами, ни с кем! Художник, это же понимать надо, это совсем другое. Поэт, ну что поэт…
Серж: Не оправдывайся. Только чистосердечное раскаяние…
Петя: Не перебивай.
Серж: Не перебиваю.
Петя: Художник, это же человек бездны. Он же над пропастью висит…
Леша: Во ржи!
Петя: У них, у поэтов твоих, всегда есть предел. Должен быть. Иначе он уже не поэт, так, оторванец. А у нас нету. Понимаешь? Нету предела.
Серж: А Генри Миллер?
Петя: Подожди, это потом. Живопись не диктует. Ты живешь, как полное дерьмо, а делаешь классные вещи. А поэт не может. То есть как дерьмо может, но не до конца. Ты понимаешь? Дерьмо – но не до конца.
Серж: Дерьмо с пределом – и дерьмо без предела. Интересно. Ну ладно, про дерьмо мне понятно. Ты мне про баб расскажи. Где твоя Прекрасная Дама?
Петя: Ты пойми, я не могу относиться к женщине как поэт, я отношусь к женщине как художник…
Серж: Как мужчина.
Леша: Это естественно.
Петя: Не перебивайте. Я не отношусь к ней хуже, нет, я отношусь к ней по-другому. Она же модель, ты пойми, она же мой инструмент, как кисть, как краски. Я знаю ее лучше поэта.
Серж: Кто же спорит? Я же не о лучше говорю. Прекрасная Дама – это загадка. Ее вообще знать нельзя. Ею нужно любоваться на расстоянии... А ты – туда – со своим грубым инструментом!
Леша: Чего ты на него напал? В гинекологическом кресле все они одинаковы, говорю тебе как врач.
Серж: Это пошло, Леша.
Леша: Вы не анализируйте, господа, вы просто врубайтесь в структуру момента.
Поднимает бутылку.
Серж: Да, давайте выпьем. Заболтались.
Пьют.
Серж: Государи мои, это все теории. Я вот что хотел сказать…
Леша: Господа, по-моему, вы слишком серьезны.
Серж: Это я серьезен-то? Я гоню, а вы меня слушаете, и что характерно, отвечаете.
Звонок в дверь.
Петя: Кто там еще?
Идет открывать. Входит Иваницкий. Он совершенно пьян.
Иваницкий: Коньячок дуете? Выпью с вами с удовольствием.
Петя: Володя, ты, может, поспать ляжешь?
Иваницкий: Ты чего, шутишь?
Серж: Где это ты так надрался?
Иваницкий: На Арбате.
Серж: Продаешь душу-то?
Иваницкий: Продаю. Продаю бессмертную душу художника Иваницкого.
Серж: Ну давай выпьем за успешную продажу души.
Леша: Не надо, Серж, не перебирай.
Звонок в дверь.
Серж: А это кто?
Петя: Понятия не имею.
Идет открывать. Входит Ника.
Ника: Привет честной компании.
Леша: Давно не виделись. Садись, еще чуток тебе осталось.
Ника: Как поживаете, господа художники-поэты-музыканты?.. (Пете) Мне никто не звонил?
Петя: Да звонили какие-то. Я спросил, что передать, ничего не ответили.
Ника: Ну и хрен с ними. Кого надо, я и сам найду. (Берет стул, садится к столу) Я из театра занавес упер – никому не надо?
Леша: Бархатный?
Ника: Бархатный, конечно. Черный.
Леша: Это пять.
Серж: Опять вы, господа, о материальном. Да бросьте вы всю эту фигню. О высоком надо думать, о высоком.
Иваницкий: О высоком! А вот ты скажи, коньяк вот или вообще вино, это высокое или нет?
Серж: Ну, коньяк! Коньяк – это, конечно, высокое, а вот вино – надо еще посмотреть, это смотря какое…
Петя (Нике): Ты ночевать будешь?
Ника: Естественно, буду. Куда же я среди ночи из дома-то потащусь?
Петя: Пора двигать, сейчас метро закроется.
Серж: Пора, пора, рога трубят…
Леша: Правда, пора, мне на пересадку.
Серж: Всем нa пересадку.
Петя (Нике): Иваницкого забирать?
Ника: Лучше бы забрать. Хочется дома одному побыть.
Все, кроме Иваницкого, встают.
Петя: Володя, пошли, метро закроется.
Иваницкий: А, может, я здесь посплю?
Петя: В другой раз. Пошли, Володя, пошли.
Силой поднимает его и уводит. Уходят все, кроме Ники. Ника ставит кассету, сидит, курит. Потом начинает собирать со стола.
Ника: И убирать за собой не надо.
Относит посуду на кухню, потом гасит свет и уходит в другую комнату. Звонок в дверь. Появляется Ника.
Ника: Кого еще там черт принес?
Идет открывать. Входит Юля.
Юля: Вот не думала, что ты здесь.
Ника: Иначе бы не пришла.
Юля: Ты один?
Ника: Один.
Юля: Понятно.
Ника: Они недавно ушли.
Юля: Понятно.
Ника: Чаю хочешь?
Юля: Я пойду.
Ника: Посиди. Все равно метро закрылось.
Юля: Ну ладно. Потом тачку пойду ловить.
Ника: Я тебя провожу.
Юля: Ничего, я сама.
Ника: Ну, уж провожу как-нибудь до тачки.
Юля: Спасибо.
Юля садится в кресло. Ника уходит и возвращается с чайником. Наливает чай.
Юля: Ну, как поживаешь?
Ника: Да ты знаешь, как я поживаю.
Юля: Пьешь, как я вижу.
Ника: Еще и торчу.
Юля: Жаль.
Ника: Чего жаль?
Юля: Что все так.
Ника: А что я должен делать?
Юля: Да ничего, мне просто жаль, что у тебя все так… не клеится.
Ника: Ты знаешь, почему не клеится.
Юля: Не расстраивайся, у меня еще хуже.
Ника: Почему ты так думаешь?
Юля: Я не думаю, а знаю.
Ника: Пустяки. Ты приехала, его нет, и уже сразу хуже. Может, я ему помешал.
Юля: Глупости. Все гораздо серьезнее.
Ника: А что случилось?
Юля: Ой, ну не хочу я об этом говорить. Ну что ты, сам не знаешь?
Ника: Не знаю.
Юля: Да я вообще для него пустое место. Одна из множества мочалок. Единственное, что для него что-то значит, это какая-то жена где-то там на горизонте, к которой он все время едет и даже, кажется, иногда доезжает. Я не могу быть одной из многих, не могу! (Плачет). Я хочу быть одной, первой и последней!
Ника: Ну ты так... не надо. Травы забить? Или лучше не надо? Не надо, наверное, или забить?
Юля: Ты мне скажи, неужели я не лучше всех этих… этих… Господи! Ну неужели я не лучше их!
Ника: Это ты мне говоришь, мне! Ты знаешь, почему я торчу? Знаешь! Мне жить незачем, понимаешь? У меня смысла в жизни нет... я должен заботиться о ком-нибудь... О тебе. Да я бы все в жизни сделал, если бы ты только согласилась… А ты не хочешь. Ты только дергаешь меня – туда-сюда. (Бьет кулаком по столу). Ты поссоришься – значит, ко мне, плакать в жилетку. Ты помиришься – опять иди на фиг. (Пауза). Ты зачем мне тогда сказала, что все кончено? Зачем? А я-то, Господи, дурак, примчался, а тут...
Юля: А хочешь, я, правда, все-все брошу и к тебе приду? Думаешь, не сделаю, не сделаю? (Очень долгая пауза). А знаешь, почему не сделаю? Потому, что ты все врешь. Вы все, все такие… Все. Потому что, пройдет месяц или три месяца, или год, и все начнется то же самое. То же самое. Я не говорю – так. Как-нибудь иначе. Все равно. Тебе будет так же наплевать.
Ника: Не будет.
Юля: Это ты сейчас говоришь. А я-то знаю, я уже слишком хорошо все это знаю. (Плачет).
Ника: Ну, не плачь, пожалуйста, ну, прости меня. Ну, прости, ради Бога, слышишь? Иди приляг, полежи.
Отводит ее на диван.
Ника: Жизнь такая. Поганая. Успокойся. Спи тут. Я уеду.
Юля: Ты с ума сошел, куда сейчас поедешь? Три часа ночи.
Ника: Ничего. Тачку словлю и поеду.
Юля: Не надо. Останься. Я сама пойду.
Ника: Нет уж. Спи.
Целует ее и уходит. Юля некоторое время лежит, потом вскакивает, бросается на колени и вцепляется руками в волосы.
Юля: О Боже, Боже, Боже, Боже, Боже, Боже, Боже…
Хлопает входная дверь. Возвращается Ника.
Ника: Ты знаешь, давай я здесь переночую. Ты на этом диване, я на том. Ладно?
Юля: Конечно.
Ника: Ты прости меня.
Юля: Это ты меня прости.
Ника: Спокойной ночи.
Юля: Спокойной ночи.
Ника уходит в другую комнату. Звонок в дверь.
Юля: О Господи, кто это?
Ника входит.
Ника: Сейчас посмотрим. (Подходит к двери). Кто там? (Неясные звуки). Кто? (Неясные звуки). Черт побери!
Открывает дверь. Из прихожей шум, стоны. Юля встает, уходит в прихожую.
Звуки, как будто кого-то рвет, ругательства и т. п. Входит Иваницкий. Лицо у него в крови.
Юля: Где тут тряпка может быть?
Ника: Не трогай, я все уберу.
Уходит в кухню. Юля подходит к Иваницкому. Он тяжело валится на диван.
Юля: Кто это тебя так?
Иваницкий: Сволочи.
Юля: Подожди, тебя надо йодом помазать.
Иваницкий: Не надо.
Юля: Молчи. Сам виноват. Напиваешься вечно, как бобик.
Ищет в ящиках шкафа. Ника проходит с тряпкой в прихожую.
Юля: Ника, где у тебя тут йод или что-нибудь?
Ника: Погоди, сейчас найду.
Юля уходит в кухню, возвращается с мокрым полотенцем и начинает вытирать Иваницкому кровь с лица. Ника уходит с грязной тряпкой. Иваницкий стонет.
Юля: Терпи, терпи. Не будешь столько пить.
Иваницкий: Уйди, больно.
Юля: Конечно, больно. Всем больно. Всем на свете бывает больно.
Возвращается Ника, ищет в шкафу и находит йод.
Ника: Ну, что там, круто?
Юля: Круто – не круто, все равно помазать надо.
Они вместе мажут йодом Иваницкого. Он стонет и сопротивляется.
Юля: Ну, все.
Ника: Иди в ту комнату, поспи, а я с ним посижу.
Юля: Какой уж тут сон.
Ника: Чаю?
Юля: Давай чаю.
Ника уходит с чайником.
Иваницкий: Сволочи, ублюдки.
Юля: Молчи, спи, успокойся.
Ивaницкий: Я их не трогал. (Садится). Ну, хорошо, пусть я пьяная скотина, но я же человек! Человек я или нет?
Юля: Я сказала, молчи и спи.
Иваницкий ложится.
Ивaницкий: Если человек пьяный, что же теперь сразу бить? Ногами в лицо?
Юля: Успокойся, успокойся.
Входит Ника с чайником. За окном начинает светать.
Ника (Юле): Иди, чаю попей.
Иваницкий: Я тоже хочу.
Ника: Куда тебе чаю, чай не водка, много не выпьешь.
Иваницкий: Много ты понимаешь.
Встает и садится в кресло. Юля вздыхает, садится к столу. Ника разливает чай.
Иваницкий: Что вы вообще понимаете в жизни? Что ты, Юлька, понимаешь? Ты так себе, порхаешь, как бабочка, а я всю жизнь поперек себя живу. Как жe мне не пить, разве может человек такое вынести?
Юля: Человек не может вынести, сколько ты пьешь.
Иваницкий: Да ты понимаешь, что такое художник!
Ника: Ты попил бы чаю.
Иваницкий: Художник – это вот, это точка, в которой перевернулся весь мир и затянулся в петлю. И чтобы не сдохнуть в этой чертовой петле, я сам должен вывернуться наизнанку. Becь. До конца. Ты понимаешь, вывернуться из этой петли можно только сунув в нее башку. И так всю жизнь. Понимаешь? А ты говоришь – пью!
Юля: Да ничего я не говорю, молчу давно.
Иваницкий: Слушай, Юль. Давай вот прямо сейчас создадим холст. Сядь. Я пьяный, конечно, но уже не так сильно. Сядь, Юль.
Ника: Совсем сбесился?
Юля встает и садится на диван.
Ника: Ты серьезно собираешься?
Юля: А что?
Ника: Ну, кaк знаешь.
Ника качает головой и уходит в другую комнату.
Иваницкий: Теперь снимай барахло и садись, согнув ногу.
Юля выходит. Иваницкий устанавливает холст на мольберте. Возвращается Юля в халате.
Иваницкий: Ну, быстрее.
Юля сбрасывает халат и садится.
Иваницкий: Так-так. Развернись побольше. (Переводит взгляд с холста на Юлю и обратно. Он еще не твердо держится на ногах). Ну, с Богом.
Работает.
Занавес.
(окончан. следует)(Для оформления использована картина Г. И. Нисского: "Февраль, Подмосковье", 1957.)