Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Мертвые



 

Карьеру может делать лишь мертвый человек. Чем более он мертв – тем лучше карьера. Талант тут, конечно, тоже немаловажен, но главное – мертвость.

Мертвым становится любой, кто стремится к деньгам. Сами деньги как атрибут успеха – исторически связаны с золотом. А золото, как мы знаем из Проппа – символ потустороннего (Тридевятого) царства, царство мертвых. Кто получает его – сам становится, пусть частично, принадлежащим к этому царству. Он может вернуться из него распознающим голоса зверей и птиц, а может – увешенным мешками с золотом.

Однажды мне пришел в голову сюжет повести про человека, неудачливого архитектора, чья жена-филолог читает лекции в МГУ. Например, о рассказе Джойса «Мертвые». Или о Сведенборге.

А он рисует планчики… Так он живет много лет, споря с начальником и заказчиками, теряя работу и деньги, и, наконец, жена, утомленная ссорами, безденежьем и его дурным настроением, уходит от него, найдя для своего дальнейшего существования успешного коллегу. На прощание она оставляет ему записку со стихами Э.Э. Каммингса:

 
платон говорил
ему… и т.д. Кончается стихотворение: 


…наконец
японизированный кусок
бывшей нью-йоркской
надземки с шестой авеню
угодил ему по башке
и втемяшил
(в оригинале это будет так: 
plato told
him…
…it took
a nipponized bit of
the old sixth
avenue
el; in the top of his head: to tell
him)

 

На объекте, куда приехал главный герой осуществлять архнадзор, – он, измученный переживаниями, плохо соображающий, не замечает стальную балку, перемещаемую краном, и получает ею в лоб… 

Тут следует сюжетная купюра – и мы видим его же – уже успешным архитектором, который соблазняет симпатичную коллегу из собственной фирмы. Яркий роман с  набором всех сериальных красот и соусов перерастает в брак. Но новая жена не удовлетворена им. В их очередную ссору она кричит, что он как мертвый! Это – как вспышка: в этот момент герой вспоминает сцену собственной смерти и понимает, что он действительно мертв. Быстрой чередой кадров перед его глазами проносится пропущенный в сюжете и пропавший в его собственной памяти период, когда он, уже мертвый, стал делать карьеру, притворяясь живым и все лучше имитируя живого, до почти полного слияния. Он давно сам забыл, что мертв, напротив, некоторая «мертвость» лишь помогает ему осуществлять карьеру, ибо он вдруг очутился среди таких же, как он, мертвых. А мертвые помогают друг другу (в отличие от живых).

Он понимает это, находит на столе листок со стихами Каммингса – и умирает, на этот раз на самом деле. То есть вновь вступает в Тридевятое царство – в декорациях «Орфея» Кокто, чтобы на этот раз выбрать не золото, а голоса зверей и птиц…



Tags: песни Мальдорора, сказки на ночь
Subscribe

  • Образы вечного соблазна

    Поведение женщины обусловлено гормонами и циклами – о чем мужчины никогда не знали и не хотели знать, меряя все по себе, а женщины не…

  • Волшебник

    Если человек может жить один – честь ему и хвала. Если он может жить с кем-то – тем большая ему честь (и хвала), потому что это…

  • Выбор

    О женщине легче всего судить по ее мужчине. Вид женщины может обманывать, вид мужчины – никогда! Во всяком случае,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Образы вечного соблазна

    Поведение женщины обусловлено гормонами и циклами – о чем мужчины никогда не знали и не хотели знать, меряя все по себе, а женщины не…

  • Волшебник

    Если человек может жить один – честь ему и хвала. Если он может жить с кем-то – тем большая ему честь (и хвала), потому что это…

  • Выбор

    О женщине легче всего судить по ее мужчине. Вид женщины может обманывать, вид мужчины – никогда! Во всяком случае,…