Вопрос психологического комфорта – это вопрос ценностей. Ценности – словно выступы на скале, на которой мы висим (перед тем, как упасть). Они притягивают нас к бытию. Они согревают нас и отвлекают – от созерцания окружающей бессмысленности.
Ценности – это некие несомненные вещи, задающие высоту и обещающие наслаждение. Бывают ретро-ценности – напоминающие о приятных вещах в прошлом. Бывают перспективные ценности, состоящие из надежд. Бывают, наконец, культурные ценности.
Все ценности так или иначе условны, иллюзорны, за исключением ценности самой жизни, ценность которой мы часто не видим, потому что смотрим со слишком близкого расстояния.
Весь наш мир поделен клетками опыта, проверенной информации и ценностей. Он осваивается, как неизвестная земля – и ценности – как опорные замки и крепости, в которых можно укрыться от неприятеля. Мы движемся от одной крепости к другой, пока не пройдем всю степь, татарскую пустыню нашей жизни.
Плохо жить без ценностей. Жить без ценностей – словно идти без дороги: неизвестно куда, неизвестно зачем? А когда нападет неприятель – тебе негде укрыться. Или ты сходу сочинишь нечто свое, бронебойное и спасительное. Или вспомнишь какую-то забытую ценность, словно заветное слово, – и отобьешься. Ценности – магические формулы, которыми мы заклинаем мир, и наша сила, как магов и жрецов, зависит от знания наилучших формул. Мало знать хитрости, надо иметь какой-то свет, о котором допытывался Джанаки, правитель Видехи, у мудреца Яджнявалкья.
Хотя, может быть, истинно мудр человек, преодолевший все ценности. Мудр и неуязвим. Он может жить в пустоте. Но как-то ему не завидуешь. Он словно уже умер – и утратил главную ценность жизни: очаровываться эфемерным, но прекрасным.