Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Бог есть любовь

Бог Ветхого Завета, Бог Апокалипсиса входит в странное противоречие апостолом, сказавшим, что Бог есть любовь. (По иронии этот же апостол сделан автором Откровения.)

Бог Ветхого Завета больше похож на Сатану, чем Мефистофель у Гете или черт Ивана Карамазова. Собственно, гностики так Его и понимали.

Очевидно, что концепция Бога развивалась вместе с человеком, его представлениями о добре и зле. От Бога-ревнителя, до Бога, который есть любовь и свобода – дистанция огромного размера. В мусульманстве Он, кстати, так и остался только мстителем, ревнителем и хитрецом. Слишком архаичный и идейно ограниченный был субстрат, на котором эта концепция выросла. Так растение на бедной почве вырастает низкое и больное.

Мы поместили в Него лучшее, что есть в нас. В Боге нет ничего, чего не было бы в человеке. Именно поэтому Бог Ветхого завета – такой безжалостный, а иногда просто подлый (например, когда надоумил евреев обокрасть египтян перед Исходом).

Вообще, "настоящий" христианин должен с осторожностью относиться к Ветхому Завету, ибо, несмотря на то, что в нем есть блестящие откровения и замечательные афоризмы, частично перекочевавшие в Евангелие, – слишком много там идейного мусора и концептуальной дряни.

Мне возразят: как так мы могли что-то куда-то поместить, ведь для большинства человечества  концепция добра проста и рациональна: хорошо – это когда я украду жены, плохо – когда у меня украдут жену ("мораль" готтентотов). Релятивистским представлением о добре были проникнуты все идейные войны XIX и XX вв.: добро это то, что хорошо для моего народа (класса), зло – что для него плохо.

Ну, слава Богу, (увы) пророки и художники никогда не относились к большинству. Они не привязывали себя к нации, классу, корпорации, интересы которой им следует защищать, находя в Библии и Марксе все, что угодно, что можно трактовать десятью способами – в зависимости от поставленной цели. Их одиночество и отчаяние было слишком искренним для таких игр. Это отчаяние Иова, познавшего Бога как Неизбежность, Рок и трагедию, познавшего Бога как Ананке. Бога, к Которому нельзя взывать, Которого бесполезно просить, ибо ты только пешка в Его игре, непостижимой для нас – выполняешь ты закон или нет, праведен ли ты или грешен. Понятно, что к "Иову" присобачен "оптимистический" финал – в силу ума переписчиков и догматиков.

Теперь христианство такое же старое вино, а уж мехи, в которые оно влито, – и вовсе истрепались до безобразия.

Появившись на стыке культур и венчая несколько религиозных традиций – оно оказалось их заложником. Например, концепции геенны, где плач и скрежет зубовный, и где червь не умирает и огонь не угасает. Как, опять же, это сочетается с тем, что Бог есть любовь? Или это снова любовь лишь для своих, тех, кто верит правильно или принадлежит к избранному племени? Посмертное существование и, тем самым, наказание появилось в иудаизме лишь у поздних пророков (пусть отцы меня поправят). А саддукеи так и потом его отрицали. И оно отлично соединилось с тем, что думали по этому поводу доплатоновские греки. И все средневековье было целиком отравлено этой идеей. Кажется, из всего христианства оно уяснило лишь идею посмертных мук, притом, практически неизбежных. А те, кто хотел видеть Христа другим, альбигойцы, скажем, или катары, – немедленно уничтожались с благословения официальной религии.

Мы имеем страшно искаженное христианство. К тому же это учение ничего не знало о Веданте и изотерических, апофатических теориях существования Бога. И Псевдо-Дионисий Ареопагит, Эригена или, скажем, Мейстер Экхарт – не стали доминирующим направлением западного богословия, так же как и восточного (у последнего был Палама – с тем же результатом). Неоплатонизм в христианстве стал уделом избранных, как теперь ЛСД.

Tags: теоретическое
Subscribe

  • Ткань

    С одной стороны, надо увеличить скорость, чтобы прорваться на «другую сторону», прокладывая дорогу сквозь строй всего закостеневшего…

  • Горизонт

    Счастье – это спокойствие души и уверенность, что все хорошо. Что можно отдохнуть, не напрягаться, не сражаться, не дергаться, не ждать…

  • Гора

    Потеря вкуса жизни – знак, что в ней надо что-то менять. Она – приелась, и хочется попросить у повара иных блюд или добавить в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments