Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Рай для автоматов

Философ Локк долго, порой неубедительно доказывает верную мысль об отсутствии врожденных идей. Гораздо проще, на мой взгляд, это можно было бы доказать от противного: если бы врожденные идеи имели место, то человек был бы просто глиняный Голем с шемом во рту, и тогда их защитники заявляли бы странную мысль, что человек, по сути, есть биологический робот, кем-то созданный ходячий компьютер. То есть, они это, собственно, и заявляют и даже называют имя создателя компьютера. Но тогда – где же свобода человека, где же его заслуги в выборе между добром и злом? Более того, из этой идеи железно вытекает истинность догмата кальвинистов о том, что одни люди еще до рождения запрограммированы на добро и, соответственно, спасение, а другие – на зло и, соответственно, проклятие. И Бог при этом – есть любовь…

Понятно, что через концепцию врожденных идей легче всего доказать существование Бога, потому что, если подобные идеи есть, то кто-то их должен был в человека вложить. Этот кто-то может быть только Бог, значит, он есть. Но выбирая подобное доказательство, человек должен понимать, чем он жертвует? Что важнее человеку: знать, что есть руководитель, создатель тебя как некоего условного механизма, чьи задачи ты выполняешь – или ты имеешь самостоятельное значение (пусть и ограниченное этой жизнью и пространством), и ты поступаешь из внутренней необходимости, из собственных побудительных причин, в равной степени отражающих твою свободу и несвободу? Но при этом ты никем не защищен и обречен на известный конец. И что никакого иного смысла, кроме смысла прожить и испытать вот это все – у твоей жизни нет.

Тут каждый выбирает свое: весьма ограниченную свободу – и отсутствие надежды – или надежду – но отсутствие свободы и, главное, подлинного субстанционального статуса. Племя еще может быть сыном или даже женой Бога, но отдельный экземпляр – просто ничто, наделенный программой автомат. Программа на религиозном языке называется «душа». Наверное, согласие с этой мыслью и есть смирение, о котором говорит церковь. Впрочем, смиренный автомат почему-то надеется, что после истечения срока годности и отработки всех возложенных на него функций – он пойдет не на помойку (или что ему, на худой конец, не будет сделан апгрейд для повторной эксплуатации), но он попадет в какой-то рай для автоматов.

На самом деле, мне бы очень хотелось, чтобы у автоматов был рай, и мало того – чтобы он был у всех вещей, когда либо созданных человеком. Думаю, они тоже его заслужили.

Tags: религии, свобода, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…