Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Ностальгия по Хаосу



«О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..»

В этих знаменитых стихах Тютчев, сам того не подозревая, проговорил очень важную философско-теологическую проблему. Он сравнил хаос – с беспредельным. И к нему же, как к своей родине, рвется душа. Отчего?

Как мы знаем из Мелетинского: пафос мифологии – не ностальгия по хаосу и довременной свободе, как у философа М.А. Лифшица, выраженной в карнавале, – а пафос превращения хаоса в космос, создание упорядоченного мира. Но в стихах Тютчева мы видим именно «ностальгию по хаосу», заговаривание этой опасной ностальгии.

И в этом – суть вопроса. Многие развитые мифологии или, скорее, религиозные учения, понимают Бога как окружность, центр который везде, а радиус нигде. Однако беспредельность и тотальность божества совершенно не вяжется с идеей хаоса: наличие такого божества не оставляет хаосу места. Но идея творения мира из хаоса так или иначе лежит в основе едва ли не всякой религии. Либо Бог – демиург, творящий форму (космос) из бесформенного, либо он сам – хаос, предвечный, страшный и всеобщий. И именно с ним, как с беспредельным, стремится слиться смертная душа. Иначе мы должны признать существование двух Богов: Бога-хаоса и Бога-демиурга, по сути, гностическую идею.

Хотя эту идею можно легко найти во многих мифологиях – как историю борьбы поколений старых и новых богов, Зевса с Кроносом, например. Бой Мардука с Тиамат – олицетворение той же идеи, ибо Тиамат – и есть предвечный хаос.

Иными словами: разумное, человеческое, рациональное в нас (фрейдовский «принцип реальности») тянется к творцам, демиургам, молодым богам, а бессознательное, довременное, нерациональное («принцип удовольствия») – к Хаосу, к бесконечному, к бездне, из которой мы произошли. К той изначальной свободе, к бесформенной, но счастливой (?) глине, из которой нас вылепил Творец, дав нам форму – и тем самым обрекши на мир необходимости, страдания и, в конце концов, – смерти.

Tags: карнавал, мифологии, религии, свобода
Subscribe

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Игра

    Говорить о политике, не в интернете, а дома, за чаем – как это старомодно! Будто возвращаешься в проклятый совок! Но тогда это было…

  • Великая перезагрузка

    Мало верю, что «западную цивилизацию» – через выдуманную пандемию – готовят к «четвертой промышленной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Игра

    Говорить о политике, не в интернете, а дома, за чаем – как это старомодно! Будто возвращаешься в проклятый совок! Но тогда это было…

  • Великая перезагрузка

    Мало верю, что «западную цивилизацию» – через выдуманную пандемию – готовят к «четвертой промышленной…