Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Category:

Желание (по следам переписки)



Что ж, колеса не зря были изображены на фасаде храма Солнца в Конараке: очевидно, что это колеса самсары и везут они мир, полный желаний, зрительному воплощению которых и служат горельефы храма. Шопенгауэр посвятил этой теме свой знаменитый труд, где мир «как волю и представление» надо понимать, полагаю, – как синтез и конфликт страсти и разума, бессознательного и сознательного, нерассуждающего желания и рассудка, и, соответственно, «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Выросшее из свободы – желание не знает свободы, ибо не знает рефлексии. Оно творит и губит мир в силу заложенной в нем потенции. По сути, это животно-вегетативный мир, из которого человек вышел и к которому, как к Хаосу (из предыдущего поста), хочет вернуться.

С другой стороны, эротические изображения храма можно рассматривать как двуединство бога и его шакти, а колеса – как символ Солнца (как и было предложено толкователями), везущие вечно умирающий и возрождающийся мир. Совокупление в древности являлось важным не само по себе, а как магический обряд победы жизни над смертью, через симпатическое стимулирование природных процессов, дающих приплод и урожай. И тогда перед нами действительно храм любви, где занимались ритуальным сексом. Подтверждение можно найти в аналогичном храме Кхаджурахо, где нет никаких колес, зато персонажи скульптур трахают даже коней и едва не слонов.

Однако, в том случае, если храмы в Кхаджурахо символизируют священную гору Меру, центр мира (аналог Мировому Древу), а сами эротические скульптуры помещены в нижние ярусы, то напрашивается идея об иерархическом низведении секса, лежащего в основе жизни, но наиболее удаленного от просветленных вершин и райских кущ (совсем как в пирамиде потребностей Маслоу). И тогда мир секса – все же самсара.

Притом что изображения в обоих храмах напоминают знаменитые помпейские фрески, которые едва ли можно заподозрить в какой-либо магичности. В этом случае, перед нами ритуализированный лупанарий, нелицемерно исповедующий плотское как духовное.

В этом и есть парадокс желания или парадокс человеческой жизни вообще: самое элементарное в ней корреспондируется с самым великим, закольцовывается и катится, как вечное колесо, как солнце: от утра к ночи – и снова к утру.




Tags: любовь, мифологии, религии, секс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Заинтересованность

    Так называемая «мораль», «понимание» добра и зла – это вторичный продукт религиозных (мифологических) концепций,…

  • ***

    Критик всегда одинок, Летом, зимой, в промежутке. Ищет повсюду исток Ужаса: в курице, в утке... Критик всегда виноват: Если девчонку…

  • Другой механизм

    Чтобы объяснить странное поведение человека в некоторых исторических ситуациях, например, культурных немцев в Третьем Рейхе, когда упомянутый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments