Не в ногу
Фейсбук превратился в агитационную лавочку Майдана. Людей больше не интересует ничего: ни любовь, ни искусство, ни собственные дети – один Майдан и «Слава героям!». Притом что по меньшей мере половина агитаторов не имеет никакого отношения к Украине, и Янукович не сделал им ничего дурного. Но такова логика информационных войн: сами агитаторы захвачены стихией, как истерикующие фанаты на концерте «Битлз». Их убедили или они убедили сами себя, что они в крестовом походе за благое дело, и уже довели себя до состояния нервного или сердечного припадка, так что за них становится страшно: хоть они и сидят у теплых компов, а не на баррикадах – выдержит ли их здоровье? Мозги их явно не выдерживают затеянной борьбы, поэтому все несогласные с ними – «дураки», «мерзавцы» «кремлеботы» и «биомасса». Впрочем, это стиль всех информационных войн, особенно в интернете.
Я не поднимаю вопроса: прав или не прав Майдан, будь он сто раз прав! Я ненавижу промывание мозгов! Возможно, агитаторы думают, что компенсируют антимайдановскую информацию российских СМИ. Но я российские СМИ не смотрю, поэтому вижу одну лишь одностороннюю пропаганду. И у меня закипает! Когда есть пропаганда, к тому же такая массированная, у меня сразу включается рефлекс неприятия, усвоенный еще с советских времен. Если в ход идет пропаганда – значит, дело нечисто.
Революция никогда не делается группой заговорщиков – их для этого слишком мало. Революция делается через манипуляцию чужими телами и душами. Надо внушить, что быть с революцией всегда прогрессивнее, чем быть на стороне охранителей или трусливо сидеть в стороне. Ну, а то, что это веселее – это и ежу понятно. Революция – занятнейшее мероприятие, вроде футбольного матча, в котором участвует вся страна. Накопившийся избыток пассионариев, которым некуда выкидывать свою силу и удаль, находят в уличных беспорядках то, чего им так не хватало в нормальной жизни. И интеллигентская группа поддержки без них ничто, без них нельзя никого победить, они пушечное мясо всякой революции, готовые в равной степени подставлять и разбивать головы. Потом им пропоют «славу героям!» и торжественно похоронят.
Редкие, лишенные ангажированности репортажи, вроде недавнего поста Варфоломеева в ЖЖ – тонут в море майданского пиара. На войне как на войне, – вероятно, считают агитаторы, где все средства хороши. Например, PR на костях. Поэтому мать погибшего армянина, согласно майданской сводке, когда ей принесли тело убитого сына, не стала рыдать и убиваться, а гордо заявила: «Он погиб за Украину, а вы идите и защищайте Майдан!» Ни одна мать, кроме горьковской, не заявит такое, если она не животное. Те, кто такое сочинил, или не имеет детей, или совести.
Поэтому с одними из пиарщиков я тихо разосрался. Других мне просто жалко: вся их реальность свелась к амбразуре, через которую они смотрят на несколько киевских улиц, в которых для них воплотилось все счастье, все упования, все будущее. Наверное, они думают, что так защищают свободу и западные ценности, или что так они борются с кровавой гебней и российским режимом, или что они в одном порыве с народом, а народ всегда прав. Мне все равно. Мне противен хор. А прав Майдан или не прав – это дела не меняет.