Наша жизнь, подобно картине, состоит из темных и светлых красок. Именно контрасты тона делают ее выразительной и настоящей. Хотя людям недалекого прошлого скорее всего показалось бы, что мы живем среди сплошных желтых кадмиев и цинковых белил, и если в нашей жизни и есть что-то темное, то это шоколад, которым мы вымазаны с ног до головы. Просто иногда достаточно сравнить: себя – с ними, себя – с кем-то другим… (На днях я видел в вагоне электрички молодую пару слепых – нет, совсем не несчастных, вполне себе функционирующих, абсолютно ничем не выделяющихся людей, коме своих белых палок (которые теперь еще и складываются). Тем не менее, сравнил...)
Да: чем, в конце концов, нам тут так плохо? Вот тем, кто больше всех жалуется на жизнь в «рашке»? Здоровые (если не спились), сытые, по три раза в год катающиеся заграницу. Не все, конечно, лишь самые жалующиеся…
Но не хочу опять об этом.
«Ничего не отвергать, научиться соединять белую и черную нить в одну натянутую до предела струну», – как сказал Камю.
Главное в нашей жизни: сохранить баланс красок, этих белых и черных нитей, свободы и необходимости. Есть множество вещей, которые нам необходимо делать, мы – должны, от начала и до конца. Но это не отменяет, а, скорее, провоцирует стремление к свободе, то есть к тому, чтобы делать лучшее из нас самих, словно мы боги! Словно у нас есть свобода, пазухи воздуха между плотных слоев необходимости, – и, главное, есть, что сказать человечеству. А ведь это так: у нас есть трагедия, есть опыт, есть жизнь. Пока есть жизнь – есть трагедия и есть… счастье.