Раздражают лицемерные разговоры об условности, недостаточной верифицированности понятия "реальность" (о чем пишет Розак ("The Making of a Counter Сulture"), и в чем суть его наезда на Маркузе). Все мы отлично понимаем, что такое реальность. Это и есть свидетельство нашего душевного здоровья и психической адекватности. Хотя искусством и разными практиками, в том числе и трудовыми, комфортом, бытом, развлечениями – пытаемся обезопаситься от этой реальности, забыть ее, доказать свою независимость.
"Все метафора", – говорит Норман Браун. Такие вещи хорошо говорить в кабинете за столом, со стабильно работающим электричеством и отоплением. Когда все спокойно и надежно.
Но бывают моменты, когда вдруг понимаешь, что вот сейчас можешь умереть, когда все в руках случая, когда эта реальность реальна как никогда, как то, что тебя убивает. И нечем себя обмануть. От нее нет защиты. Она просто ждала, ждала своего часа, не торопилась. И подстерегла тебя, когда ты не ждал: аварией на дороге, тяжелой болезнью, нерасчетливым купанием в бушующем море и т.д и т.п.
Такая ситуация – тот самый пресловутый момент истины, когда много узнаешь и о "реальности" и о самом себе. Когда ты понимаешь, что маленький и слабый, и что только чудо или чья-то добрая воля может тебя спасти. Впрочем, с отчаяния ты и сам можешь что-то сделать, что никогда не сделал бы при других обстоятельствах.
Реальность – это ночь, холод и смерть. Хоть иногда она оборачивается и другой стороной. Но чаще мы сами выставляем между собой и ею ширму. Укрепляем, подпираем ее, меняем одну на другую. В момент смены ширм испытываем депрессию или даже отчаяние. Потом находим новую иллюзию, новый "смысл жизни" – и успокаиваемся. Нейтрализуем врага работой, друзьями, книгами, водкой, травой, поездками на юг. В самом отчаянном случае – творчеством.
Розак упоминает фрейдовский "принцип реальности", вызванный дефицитом жизненных благ и принуждающий человека к отказу в широком смысле. Маркузе оспаривает этот принцип, хочет доказать, что и дефицит преодолим, и смиряться необязательно… Речи западного человека эпохи процветания. Счастью мешают государства и правительства, осуществляющие репрессии и контроль. По Фрейду это делается тоже из "принципа реальности", мол: благ на всех не хватит.
У нас (не американцев) благ куда больше, чем у людей, живших 100 и 200 лет назад (если случайно они не были аристократы). И что: мы стали счастливее? Тем более – мудрее? Нет. Ибо очень удачно научились защищаться от реальности, впадать в детство, свято хранить инфантильность до самой смерти.
Наверное, стали терпимее и спокойнее, ибо не боремся за ценности, от которых зависит наше выживание. Проблема выживания уже не стоит. Как бы не стоит, мы надеемся, что она не стоит. А она стоит. И главное – вовремя это понять. Это и значит понять реальность.
<2005>