Читая Макса Вебера – понимаю, что «дух капитализма», о котором он пишет, не присущ значительной части русского народа. «Дух капитализма» – это когда работа и извлечение прибыли превращаются в профессию и главный смысл жизни. Русские в целом остались традиционалистами, то есть людьми, трудящимися ровно столько, сколько нужно, чтобы жить. А это – плохое условие для построения нормального капитализма. С другой стороны, в России полно алчных до наживы людей – и, согласно Веберу, это тоже препятствие для нормального построения капитализма. Ибо здесь нужна не алчность, а рациональность.
То есть русскому человеку действительно присущ, скорее, дух социализма: совместное извлечение минимальной прибыли. При этом оказывается, что социализм – есть форма традиционализма, а не передовой социальный строй, как уверяли нас классики.
Ну, а капитализм – это когда одиночка, либо семейная группка бьется с упорством берсерка за свою прибыль, измеряя все ценности – количеством дохода. Поэтому в американских фильмах герой до сих пор может пойти на любой риск и любое преступление, если ему светит за это пачка денег. Простота их (героев) психических актов всегда вызывала у меня изумление и казалась выдумкой сценаристов, не способных и не желающих искать в персонажах (своих досужих фантазий) метафизические глубины. Главное, чтоб фильм смотрелся и из А без затей получалось Б. Но, похоже, что сценаристы были правы – и никаких глубин нет, и все тут действительно просто, как дважды два.
Потому что с точки зрения «духа капитализма» наличие пачки денег говорит о твоем уме, трудолюбии, смелости, свободе. В общем, – «рациональности». При этом ты уменьшаешь свою реальную свободу до предела, но совершаешь это свободно, в условиях свободного рынка и предложения – и для потенциально большей свободы и благополучия (не своих – так своих детей). Мораль тут не при чем, мораль не рациональна, во всяком случае, не так узко-рациональна, как очевидная пачка денег. Мораль хороша, лишь пока она отвечает рациональности, то есть пользе. Хотя в идеале, по Веберу, дух капитализма – это хоть и дух наживы, но, – наживы честной. Нечестная прибыль приносит вред – а это не рационально.
Но это все в идеале, ибо честная нажива – вещь, видимо, достаточно мифическая, потому что настоящей наживой занимаются люди, далекие от сантиментов. Их поведенческая парадигма выстраивается, скорее, так: моя жизненная сила против твоей жизненной силы. Есть некоторые препятствия в виде законов, но для преодоления их существуют (рациональные) инструменты (юристы, взятки, быстрые ноги и пр.) Тут вам и суперрациональность и супермотивация. Все дело в победе, кто кого съел: я тебя или ты меня? И деньги – главная награда победителя, как принцесса в сказке.
Но митьки ведь никого не хотят победить. И пугающая и чарующая красота русской идеи заключается в том, что Ивану-Дураку нужна действительно царевна, а не пачка денег. Пачка денег нужна ложному герою. Как Дурак – настоящий герой поступает нерационально, он опирается на чудо, так как действует с точки зрения традиционалистской парадигмы правильно. И о завтрашнем дне совершенно не заботится.
Если есть хорошая компания и плавленый сырок (со всеми дополнительными ингредиентами) – то, что еще, по большому счету, нужно русскому человеку для счастья? По большому счету – ничего. А уж на плавленый сырок и ингредиенты русский человек всегда заработает. В общем, не нужен русскому человеку западный капитализм, пошел он лесом!