Если ты живешь, испытывая регулярные приступы обыкновенной радости, тем более счастья – ты живешь правильно. Верно и обратное: если ты живешь, ничего этого не испытывая – ты сильно пролетел. Да-да: «Всего прочнее на земле печаль» – торжественно говоришь ты. Красиво, но как практика – почти банально.
Просто жить и держаться – это очень хорошо. Но жить, держаться и при этом еще радоваться – это высший пилотаж!
Радость многих незамысловата и ничем особенным, вроде, не вызвана. Тем не менее, если она не выдумана, не вымучена, не истерична, пусть проста, но подлинна – значит, человек живет в мире с реальностью, даже если лично ты не смог бы так жить, не захотел бы, посчитал бы скучным и зазорным.
Если ты не испытываешь радости от жизни, то в ней, очевидно, надо что-то менять. Либо менять саму жизнь, либо менять ее оценку. Ибо, не исключено, что всему виной твое «я», слабое, рыхлое, неспособное смотреть на жизнь прямо, «глубоко ей в глаза», принимать ее со всей ее безмазовостью. И тогда все равно, какие условия и обстоятельства: человек останется в своем привычном «дурняке». Что бы вы ни говорили, но дурное настроение – это малодушие. И лечение от него «привычными средствами» – тоже малодушие. Можно назвать свой «дурняк» – сверхтребовательностью, но это не она. Это – надорванная или ненатренированная душа. Или больная печень. И тут следует тонко различать: «печаль» (не «печень») и «дурное настроение». Последнее – это как дурной запах мысли.
А как же «трагедия», о которой я недавно писал? Тем более стоит радоваться, когда ее нет – а не ходить всю жизнь ее паладином, в надежде, что за твое верное служение она пощадит и обойдет стороной. Может, в виде исключения – и обойдет. Но то, что ты всю жизнь не знал радости – это будет не меньшей, если не большей трагедией.
(Нет, это не обращение к кому-то, не поучения горного старца, а разговор с собой, как и большинство моих текстов.)