Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Левиафан (2)

Это небольшое дополнение к прежнему посту.

Тут смысл «Левиафана» Звягинцева вывели из достаточно прозрачной ассоциации Левиафана и Государства, давящего и ужасного (российского, естественно), ссылаясь при этом на Гоббса, на его трактат «Левиафан», посвященный государству. Но у Гоббса государство не отрицательная, а, скорее, положительная сила, налагающая свою руку на «войну всех против всех», свойственную «естественному человеку». Человек отказывается от части своей естественной свободы в пользу государства, которое в свою очередь обеспечивает его процветание и безопасность.

То, что показано у Звягинцева, это не государство – это отсутствие государства, это мертвый Левиафан. О чем красноречиво свидетельствуют его огромные кости на берегу. И злодей-мэр – это не государство. Это просто мелкий выскочка-князек, творящий свою самодурную волю на его руинах (чему визуально соответствуют заброшенные, полуразрушенные здания), на отжатой им у конкурентов территории. Его можно припугнуть из Центра, но Центр – это тоже еще не государство. Прежнее государство умерло, новое только нарождается. И хоть мы видим в море живого кита, но он еще не приблизился к берегу.

Tags: Россия, кино, политика
Subscribe

  • Двое в городе

  • Закулиса

    Можно ли допустить существование какой-то «закулисы», типа современных «розенкрейцеров», о которых писал Пятигорский? Но…

  • Критическая масса

    Можно издеваться над понятием «духовная жизнь», тем не менее, она, если и не является панацеей, то, во всяком случае, – в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments