Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Завязка

Посмотрел «Гавану» Сидни Поллака и подумал, что завязки многих литературных, а тем более киносюжетов – маломотивированы. Вместо мотивации мы имеет какое-то нелогичное поведение, яркий, но ничем не обоснованный поступок. И с него все пошло-поехало. На самом деле, плохо мотивировано даже экстравагантное преступление Раскольникова, как бы ни старался автор его логически обосновать. То есть героя надо затащить в историю, а для этого он должен пройти испытание, сделать что-то из ряда вон – это и есть завязка.

С точки зрения сюжетной логики – тут все понятно: ты совершил яркий поступок, на тебя обратили внимание, в том числе кто-то, кто иначе тебя не заметил бы, «агент» дальнейшей истории, и он предлагает тебе – как некоему «избранному», показавшему свои возможности – что-то еще более необычное, с чего, собственно и начнется настоящее приключение. В жизни такое тоже бывает, но редко. Должно повезти. Надо много раз повторять фокус с тем, чтобы броситься в глаза, причем делать это громко и эффектно, и тогда, может быть, однажды ты встретишь своего «агента».

Дальше тебе следует сделать еще одну малологичную вещь: согласиться на его, скорее всего, вздорное или трудное предложение. От твоего согласия многое зависит. Исполнив предложенное, ты уже точно попадаешь в «историю», с любым знаком, и путь назад будет увенчан или его не будет совсем.

Реалистические авторы понимают: чтобы герой совершил нелогичный «подвиг» – его надо сперва шарахнуть каким-нибудь обстоятельством. Он должен выскочить из обыденности и начать действовать нелогично, опрометчиво, зато ярко – чтобы это было интересно показывать, чтобы об этом было интересно писать. Вообще, позиция героя, место, где он находится и откуда смотрит на наш с вами мир, должно быть необычно. Как писал классик: мостостроитель не подойдет. На худой конец, это должен быть какой-нибудь Акакий Акакиевич, абсолютная жертва. Ибо его положение тоже уникально.

Впрочем, в реальной жизни тебя могут забраковать для второго действия, ибо с точки зрения «агента» ты сыграл не очень ярко. Или ты сам исчерпал задор безоглядности, сработала резистентность судьбы, и ты решил понемногу возвратиться туда, где тебе привычно и спокойно.

Можно попасть в дебри истории почти бессознательно, ничего вроде не делая, очутиться перед фактом, к которому ты был совсем не готов. И тогда в тебе может проснуться «герой», чья цель – не дать тебя никому убить, в том числе и тебе самому. И заснуть снова, когда ситуация будет успешно преодолена. Состояние «героя» очень энергозатратно. Так и медиагерои живут большей частью совершенно обычной жизнью. Да, героем хочется быть, но реальное бытие героя так или иначе связано с трагедией. В отличие от фольклора или кино победа реального героя никогда не бывает абсолютной и долговечной. И сам он ошибается, и волшебные помощники отворачиваются от него. Надо все начинать заново.

Tags: герой, кино, литература, сказки на ночь
Subscribe

  • Сосед

    Когда-то я любил Запад за его музыку, за его свободных людей (с длинными волосами), за его кино, отчасти литературу (которой я все же предпочитал…

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments