Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Читая Фукуяму – 2

«Демократия», о которой с пафосом пишет Фукуяма – представляется палочкой-выручалочкой, решающей если не все, то почти все проблемы государства. (Фукуяма вообще напоминает пропагандиста советских времен – и по методам и по силе аргументации, просто заменяющего слово «социализм» словом «капитализм». А слово «демократия» и у нас было в полном ходу…) Хорошо решают проблемы не «либеральные демократии» – а богатые страны. И в них же, по странному стечению обстоятельств, лучше всего живут люди. Соответственно, правительства имеют со своими гражданами меньше хлопот. (Как они стали богатыми – отдельный вопрос: природные ископаемые, эксплуатация колоний, дешевая рабочая сила из стран третьего мира, ранняя индустриализация, все вместе…) Страны, где высок уровень жизни и образования – склонны к «демократии». Таков был и Советский Союз, кстати (отчего и пал). Капитализм победил социализм индустрией утех, которая не была развита в совке, а не потому, что он (капитализм) – единственное светлое будущее человечества, как внушает нам упомянутый автор. Совок был почти монастырем, со всеми плюсами и минусами монастырской жизни. То есть жил он строго, бедно, без соблазнов и суеты капитализма, ради «правды», во всяком случае – официально. Понятно, что энное поколение вынужденных насельников взбунтовалось против устава, условий – и решило получить все кайфы, которые имеют те, кто живет вне монастыря, на «свободе»! Этот процесс был назван «движением к демократии». А по сути это было движение к ништякам и меньшей ответственности за что либо.

Хотя, казалось бы, ответственность должна быть больше, если отвечает за твою жизнь теперь не государство, а ты сам. Но опыт показал, что ответственность исчезла почти совсем, все подмяла под себя жажда ништяков. (Нет, я не апологет совка: все там было устроенно крайне глупо и догматично… Просто представление о месторасположении добра и зла за последние годы несколько усложнилось.)

Давно вроде как признано, что подлинная демократия не может существовать в многомиллионной стране. Она есть порождение первобытного племени, маленьких древних обществ, античного полиса, наконец, население которого помещалось на одной небольшой площади. Она работает в подъезде или в садоводческом товариществе, где между тобой и принятием общего решения нет посредника, нет расстояния. В этой «прямой» и единственно подлинной демократии ты выбираешь то, что будешь делать сам, или того, кто будет решать за тебя определенные проблемы, того, кого ты лично знаешь, с кого не трудно при случае спросить.

О какой свободе западного человека говорит Фукуяма? Он не принадлежит себе, он принадлежит фирме, компании, процессу, чужой для него цели. Откажется от нее – как он будет выплачивать свои кредиты и ипотеку? В чем его «свобода»? В том, что он может выбрать одного из навязанных ему кандидатов, краснобаев-брехунов от одной из двух партий, мало отличающихся друг от друга? Поэтому хиппи в 60-х и осуществили свою «революцию», что не хотели жить так, как установил для человечества Фукуяма (и Комбинат). И наш автор очень удачно цитирует высокопоставленного чиновника из Сингапура: есть три мерзости, которая его страна не собирается терпеть – «хиппи, юноши с длинными волосами и нападки на транснациональные корпорации» (то есть мерзости все-таки две).

Советский человек, конечно, знал подобную несвободу, но, во всяком случае, он не был никому ничего должен (разве что платить алименты). Ему трудно было быть бездельником, ибо форм для официального безделья почти не существовало (фиктивная инвалидность, например). Зато хватало полубездельных работ, работ с ненавязчивым графиком и дисциплиной. Заработать на особняк было невозможно (разве что в Закавказье), но отсутствие подобных потребностей и целей – и составляло свободу. «Цели» были умеренные: джинсы, сапоги, магнитофон, стенка, машина, наконец, квартира... – то есть что-то вполне человечное, средне-мещанское. Без подобных целей-желаний человечество вообще жить не может, человек должен о чем-то мечтать. Но капитализм порождает принципиально неудовлетворяемые потребности, вся суть его процветания – именно в этом: порождать бесконечные потребности, наращивать потребление, перерабатывая на это весь мир.

И при всей моей любви к капитализму, если это единственное будущее человечества, – нет, это совсем не весело!

Tags: Фукуяма, капитализм, либерализм, политика
Subscribe

  • P.S. рассказа «Тихое место»

    Несколько дней назад я узнал, что умер и второй герой одного моего грустного рассказа. После смерти жены он продержался удивительно долго.…

  • Томилино, 35 лет спустя

    Наш дом, в котором мы жили в 83-84 гг. Он еще стоит, чему я несказанно удивлен. Как и тому, что я его нашел... Альбом:

  • Уцелевшие

    Можно сказать, что прежде мы не жили. Сперва долго готовились к жизни, потом ненавидели, «боролись», не делая попыток включиться в эту…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments