Читаю Фукидида и с удивлением вижу, что греки были ничуть не лучше тех, кого они называли «варварами». Та же жестокость, коварство, алчность, ненадежность. Два истребления врагов в Керкире, устроенные демократами (!) («Смерть здесь царила во всех видах… Отец убивал сына, молящих о защите силой отрывали от алтарей и убивали тут же. Некоторых даже замуровали в святилище Диониса, где они и погибли…» Кн. 3, 81), чуть было не состоявшееся истребление всей Митилены, отложившейся от Афин, истребление защитников Платеи, казнь егинян – и т.д. и т.п. Однако у Фукидида мы находим и первую в истории речь (Диомеда), в которой приводятся доводы против смертной казни. Эта речь, кстати, и спасла Митилену. Но в ней нет жалости, в ней есть голый расчет. Мол, иногда выгодно казаться добрыми.
Эллинов от варваров отличало одно: они лучше писали. Во всяком случае, их писания сохранились. И благодаря им мы знаем, что греки были лучше всех.
Есть, впрочем, еще один народ (не будем ходить далеко), чьи писания сохранились. И согласно этим писаниям он тоже, как известно, лучше всех.
…Так и родилась иудео-христианская традиция, традиция двух избранных народов. Ибо христианство, конечно, чисто эллинский продукт – при всех ложных ссылках на Танах. Христианство – характерная для Запада дань моде на Восток, знакомая нам по сей день, не правда ли?..
Но я уклонился от Фукидида.