Человек задает вопрос и получает какое-то количество ответов. Например, он спрашивает: что такое «русская духовность»? И ему говорят: ложная идея, с помощью которой власть манипулирует массами. Или: средневековый русский пережиток. Или: желание казаться лучше других. Или, наконец: реальный феномен, действующий до сих пор, без которого ничего в этой стране понять нельзя. Ответы, естественно, условные. Какой ответ выберет человек в качестве правильного? Тот, который ему ПРИЯТЕН. Чтобы выбрать действительно «правильный» ответ, мало обладать прозорливостью, знающей, что истина – это не всегда то, за что было подано большинство голосов (недалеких людей). Надо еще обладать беспристрастностью. Но человек не может быть беспристрастным! У него есть мировоззрение, у него есть сложившаяся картина мира, где по полочкам разложены «добро» и «зло», «белое» и «черное». Естественно, он не хочет ее менять. И те ответы, идеи, «факты», которые работают на эту картину, подтверждают ее – будут казаться ему «правильными». Потому что приятны ему, ибо подтверждают одновременно и его мудрость.
Мировоззрение не должно страдать, как первичная система ориентации. И фильтры мысли (придуманного нами) человека будут пропускать лишь доводы и факты, работающие на его идею, и отвергать остальные. Чувство самосохранения будет латать все пробоины, оставленные реальностью. До тех пор, конечно, когда мировоззрение и самосохранение не вступят в конфликт, вызванный слишком большим расхождением реальности и ее объясняющим мировоззрением. Когда удобное, комплементарное мировоззрение больше не нейтрализует полученные вызовы, не способно разъесть их противодоводами и контрфактами. Этот момент в жизни называется моментом истины. Человек вдруг видит настоящую шкалу.
Ну, или не видит. И просто пьет водку, пока проблема не испарится.