Нормальные люди едут зимой на юг, в Индию какую-нибудь, ненормальные – еще дальше на север. Так я сказал Пеппи, когда мы летели по зимней трассе среди черных лесов где-то между Вологдой и Архангельском. До Загорска (Сергиева Посада) – трасса отличная, потом – обычная. В Ярославле дороги не чистят, словно в незабвенные 90-е (80-е, 70-е…). Притом что сам Ярославль, который мы почему-то (благодаря нафигатору) пробуравили посередине, равен самому себе, разумеется. В прочих местах все нормально, асфальт блестит... Хотя после Вологды нет ничего, и волны леса меланхолически разбиваются о пустую трассу. Однако наличествуют заснеженные поля и деревеньки с ярко раскрашенными домами. Или заколоченными, давно брошенными. Первые и последние менты попались на 586 км. Не остановили. Водители грузовиков железно подмигивают правым поворотником, обозначая возможность обгона. Обед в простой просторной деревенской избе-кафе, дешево и вполне. До Архангельска еще 400. Глядя на темный нафигатор, кажется, что летишь в космосе среди одиноко мерцающих созвездий. Под Архангельском начинается долгий ремонт дороги, «турбуленция». Практически 1300 км проехали за 15 часов с остановками. Моей заслуги тут нет: Эдик гордо рулил один.
Архангельск противоречив, трудно понять его лицо, особенно за три дня. Что-то в нем есть от Питера: планировка, порой архитектура, запах моря. Много совкового новодела, то, что в Москве является спальным районом, тут всунуто в центр. С другой стороны, деревянные особнячки на Чумбарова, много красивых домов XIX и даже XVIII века (во всяком случае, один – Гостиный Двор) на Набережной Северной Двины. Деревянных домов по городу вообще много, раньше, очень недавно, он почти весь был деревянный. Это не бараки, тут просматривается архитектура. И всюду вставлены пластиковые окна. Дома украшены яркими узорами.
Узнал про писателей-сказочников Степана Писахова и Бориса Шергина («Волшебное кольцо» – все видели мультфильм). Парился в бане, прыгал в чем мать в снег, снимал венчание друга, переехал по льду на машине через замершую Северную Двину, был внутри деревянного храма XVI века. Доскакали мы и до Малых Корел, «музея деревянного зодчества», куда зодчество свозили со всей области. Это похоже на Суздальский музей, но гораздо больше. Вообще, видел север, пусть не первый раз, зато зимой. И он мне понравился. С погодой, конечно, повезло. Люди понравились тоже. Ревниво искал следы провинциального ужаса – не нашел.
От Архангельска нет ощущения Москвы с опозданием на десять лет, как когда-то в провинциальных городах. Ларьки и посредственно убранные улицы, впрочем, порой напоминают полузабытое… И так повсюду на трассе, включая Вологду: те же супермаркеты, сетевые магазины, машины. И даже цены похожи. Зато нет московской «движухи» во всех смыслах. Очень хорош местный мармелад из беломорской ламинарии. А про рыбу пусть скажут другие.
Компания у меня была специфическая, благолепие и благостность порой зашкаливали, словно в паломнической экскурсии. Но как-то обошлось. На обратном пути наш Лэнд Ровер дважды ломался, путешествие несколько затянулось, зато познакомился с двумя прекрасными вологодскими ребятами, Кириллом и Гришей, мастерами-электриками (их бокс на объездной, около «Рио», если что).
В общем, путешествие получилось! И провинция за себя постоит.
<Фото с мест событий в трех предыдущих постах.>