Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Дилетанты

{C}{C}

Пришли мы тут как-то в одну довольно известную местную галерею – показать работы Пеппи: пусть обрадуются и немедленно выставят! И пришли мы не «с улицы», так что шанс быть понятыми у нас был, – как мы считали.

– А у нее есть диплом о высшем художественном образовании? – огорошил нас хозяин галереи.

– А зачем он? – наивно спросил я. – Нет – и слава Богу!..

– У нас выставляются только люди с дипломами, настоящие художники… – гордо сообщил «специалист».

После этих слов можно было сразу уходить: Ван Гог, например, здесь бы не проканал! Конечно, пример Ван Гога не должен рассматриваться как универсальная отмазка для любого дилетанта, принесшего в галерею свои шедевры. Но тут на меня дохнуло таким дремучим совком, что я даже растерялся. Все же я настоял, чтобы хозяин взглянул на работы. Он милостиво согласился, вполглаза посмотрел две-три и сказал, что ему «все ясно»… Предложил сравнить наши – и те, что висят у него на стенах. А висело у него, за исключением разве одной работы, настоящее «унылое говно»! Это было нечто серое, банальное, ну, то, чего полно во всех галереях. У самого хозяина галереи, кстати, диплома не было, в отличие от меня, но он знал, что требуется рынку. «Художественный мир – жесток!» – напутствовал он нас на прощание. Что он постарался блестяще подтвердить собственным примером, несомненно, чтобы остаться в тренде.

Художественный мир не столько «жесток», сколько глуп, и это самое прискорбное! И заправляют им люди без всякого вкуса, а часто и образования. Диплом для них понятен, своеобразие художника – нет. Им до сих пор кажется, что главное, чтобы художник «умел рисовать», чтобы он изображал что-то «похожее» и узнаваемое. А, главное – «красивое»!

Школа, конечно, вещь небесполезная, но, собственно, больше всего она нужна, чтобы средний «художник» мог как-то прокормиться от профессии. Школа заменяет талант, поиск собственных тем и ходов. Подлинным художникам, не от диплома, а от милости Юпитера, – она даже вредна, как то, что убьет их своеобразие. Она выдрессирует их глаз и руку, но сведет на нет их стихийный порыв.

В искусстве ценен лишь тот, кто работает не похоже ни на кого, кто смотрит, как никто, для кого творчество – единственное лекарство и радость. Поэтому он с ним «на ты», пусть со стороны кому-то кажется... – да наплевать, что там кому-то кажется!..

В конце концов, в жизни все мы – дилетанты, и никакие дипломы нас не спасут. Одаренность, упертость, необходимость, способность на крупные жертвы – вот, что заставляет одних уйти вперед, а других – топтаться на месте.

Tags: искусство, картинки, письма с Понта, филиппики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments