Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Обнаружение

Cogito, ergo sum, «мыслю, следовательно, существую» – известное высказывание Декарта. По виду – совершенно очевидное, даже тавтологическое. Понятно же, что несуществующий объект не может мыслить. Насколько с существованием связана именно мысль? Такая ли тут связь, как в утверждении: пишу стихи, следовательно – поэт? И то, что не мыслит – не существует? Например, камень?
На самом деле, высказывание темное и непростое. И трудность его ясного понимания вызывает слово «существую». Заменим его словом «живу», как у внезапно очнувшегося больного: «мыслю, значит, я еще жив!» Он был жив до того, как пришел в себя, но не знал об этом. Он не знал так же, как если бы был мертвым, то есть несуществующим (в качестве живого).
Мертвое тоже существует, но лишь в восприятии живых. Без них его словно бы нет, никто не мог бы подтвердить его существование. Оно было бы совершенно безразлично, как для самого этого неживого тела, так и для вселенной, о существовании которой тоже не было бы ничего известно.
Декарт писал, что мы можем сомневаться в существовании всего (включая Бога), всех тел (включая наши руки и ноги), но не можем сомневаться в существовании нашего мышления, которое обо всем этом существовании или несуществовании мыслит – и что из всех форм реальности (как движение, протяженность и пр.) нам на самом деле принадлежит лишь мышление.
Но мышление не может быть ни о чем. И первой вещью, о которой может мыслить наше мышление как об объекте мысли, есть «Я».
Следовательно, мыслить – это, по сути, поймать себя, обнаружить себя, как еду по запаху. Это как бы отдалить от себя наблюдателя, который увидит наблюдаемого и сообщит ему об этом. Типа: «да, я видел, старик – ты есть!». «Я» начинается с первой мысли, которую ты осознал как мысль, даже если не знал, как это называется. Ведь в начале жизни человек существует без «Я». Он хочет, требует, но его «Я» молчит. Хочет тело, инстинкты. «Я» должно вырисоваться, как фигура из тумана.
Может быть, первым проявлением «Я» бывает чувство жалости к самому себе – по аналогии с жалостью к тебе родителей. Сперва это просто подражание, «перенос». Ибо это приятное чувство, которое ты стимулируешь и симулируешь. Покапризничаешь – бегут с бананом! Такая связка событий устанавливается как условный рефлекс. Ты начинаешь хитрить и провоцировать, и из этой еще бессознательной хитрости выстраиваешь как бы «Я», которое будто бы страдает от чего-нибудь. И поэтому достойно жалости и поощрения. То есть чего-то приятного. Первоначальное «Я» – это стимулирование приятного и расчет на приятное. Это операция укореняется, дает ростки – и – вуаля! – перед нами «личность»!
Tags: философия, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ***

    Горит на солнце желтый виноград... Теперь понятней, с чем ты расстаешься. Так много дней вотще и наугад, И так печально, словно не вернешься.…

  • Кто боится Вирджинии Вулф?

    Носите маски, противогазы, прививайтесь, чем хотите, не выходите из дома, спрячьтесь в бункер (если он у вас есть) – но не навязывайте это…

  • Один человек другому

    Что может сказать один человек другому (человеку)? Что у нас те же проблемы – и мы пробуем решить их так... И пусть это будет любой лауреат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments