Пессимист (Александр Вяльцев) (pessimist_v) wrote,
Пессимист (Александр Вяльцев)
pessimist_v

Brave new world

XIX век, помимо того, что был веком капитализма, был веком нигилизма, когда была объявлена «смерть Бога», отвергнут сверхчувственный мир и «вечные ценности», то есть старые ценности религии и традиции. Вместо них человеку была предложена Пустота: в истории, жизни, в том числе его собственной. Было доказано, что нет никакого «высшего» смысла, замысла, все есть игра природы, человек рождается случайно и случайно умирает, случайно живет, случайно страдает – и уходит в никуда. Навсегда. В утешение – идея Прогресса, социального, научного, когда всем будет хорошо, как в земном раю!
И идея социализма с коммунизмом явились самым главным утешителем лишенного богов, прежних догм и иерархии человека (далеко обогнав всякую теософию с антропософией). Поэтому и вызвали такой восторг и преданность. Речь шла о технологическом рае, но в этой жизни, если не твоей, то твоих потомков. И это стало религией нового века, новой Церковью, которая требовала труда, фанатизма, самоотверженности (как любая церковь). И многие из нас были прихожанами этой Церкви, даже вопреки желанию.
На наших глазах она окостенела и быстро разочаровала в себе. Она многое построила, часто ужасной ценой, на пределе подвига и истязания, – но ей на смену пришли другие боги. Они обещали вообще всякую свободу, в том числе сексуальную, и «отмену всех ограничений». Плюс сытость и бесконечные кайфы. То есть тот же самый рай, на этот раз потребительский – и в этой жизни. Сейчас.
И мы живем под омофором этой новой религии, где уже никто не переживает о Пустоте, смерти, а «вечные истины» стали одной из тем в тотальной виртуальности. Человек свыкся с Пустотой, или, точнее, ему не до этого. Информация, работа, ништяки – блокируют любые «экзистенциальные» вопросы. И только когда он попадает в настоящую критическую ситуацию – тут он и видит всю свою наготу и слабость. И Одиночество. И Пустоту.
А потом быстро забывает – если не помрет. Забывают и более горькие вещи. Ведь никто не хочет мучиться, мучение – самая страшная и наказуемая ересь нашего времени.
Таков наш мир, сладкий и горький. Brave new world.
Tags: капитализм, филиппики, философия
Subscribe

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Контрдоводы

    Вот возможные контрдоводы на мой вчерашний пост о войне и политике. Разумеется, война – вещь нехорошая, это крайний способ ведения…

  • Ставки

    В дневнике Блока за 1917 год есть запись о его разговоре с солдатом, «который хорошо, просто и доверчиво рассказал мне о боевой жизни... как…

  • Самсон

    У Советского Союза была «великая идея», которую он мог дать миру, как некую надежду, как мощный эксперимент, страшную и работающую…